Устройство определения степени сульфатации аккумуляторов

Основным недостатком в работе свинцовых аккумуляторов является образование на пластинах сульфат свинца — непроводящего ток. Как правило сульфат свинца не позволяет качественно зарядить аккумулятор и ограничивает пусковые токи. Различаются две разновидности сульфата свинца – рабочий, содержащийся на поверхности пластин и легко переходящий во время зарядки в чистый свинец, а застарелый сульфат свинца – для удаления которого необходимо использовать зарядные устройства повышенной мощности, проводить восстановление пластин более продолжительно время.

Причинами образования крупных кристаллов сульфата свинца могут быть — глубокие разряды аккумулятора, регулярные недозаряды ёмкости, длительное хранения без зарядно- восстановительных работ, наличие поверхностно- активных веществ в электролите.
Перед началом профилактики по зарядке и восстановлению аккумуляторов потребуется анализ его состояния.

Простой способ проверки — пытаться несколько раз завести стартером автомобиль, если через несколько секунд пуска аккумулятор не в состоянии провернуть стартер, явно он разряжен или засульфатирован.

Второй способ проверить напряжение на аккумуляторе — нагрузочной вилкой, пониженное напряжение указывает на разряженный аккумулятор.

Описание прибора

Качественно проверить уровень степени сульфатации аккумулятор позволяет простой электронный прибор – «Устройство определения степени сульфатации аккумулятора».

В ранее разработанном приборе были недостатки — слабые контакты кнопки включения нагрузки, нестабильность показаний, возможность включения с неверной полярностью подключения аккумулятора.

В принципе сульфатация характеризуется внутренним сопротивлением аккумулятора.
У нового аккумулятора внутреннее сопротивление не превышает сотых долей Ома, с застарелой сульфатацией — единицы Ом.

Внутреннее сопротивление аккумулятора можно определить простым методом — измерением напряжения аккумулятора без нагрузки и под нагрузкой при определённом токе.
Rвн= E- IRн / I : где R вн – внутренне сопротивление аккумулятора; Е- э.д.с. – без нагрузки; I-ток нагрузки, Rн -сопротивление нагрузки.

Чтобы измерения были более верными берётся нагрузка в 10 ампер, а шкала прибора в 100 мка, тогда шкалу можно разбить на несколько секторов: 0-10 мка –отличное состояние аккумулятора; 10-20 мка, рабочая сульфатация около 20%; 20-30% -средняя сульфатация; 30-40–повышенная сульфатация; 40-60 – застарелая сульфатация; 60-80 плохое состояние; более 80 -аккумулятор непригоден для дальнейшей эксплуатации.

Прибор чётко отслеживает состояние аккумулятора – время измерения достаточно не более 2-х секунд. Более длительно измерения проводить не следует из-за нагрева нагрузочной нихромовой спирали – резистора R6.

Иногда попадают аккумуляторы с плавающими параметрами, их также следует отбраковать.

Арифметические подсчёты при измерениях проводить не требуется — достаточно правильно отградуировать шкалу гальванометра. Блок схема устройства состоит: из сетевого стабилизированного блока питания; измерительного моста на гальванометре; нагрузочного устройства и индикатора полярности подключения диагностируемого аккумулятора.

Точность измерений зависит от стабильности напряжения питания моста.
Сетевое питание с трансформатора Т1 поступает на выпрямительный мост на диодной сборке VD1, пульсации сглаживаются конденсатором С1.

Интегральный стабилизатор напряжения на микросхеме DA1 с возможностью регулировки выходного напряжения резистором R2. Регулятор напряжения также питается от стабилизатора на стабилитроне – полупроводниковом диоде, предназначенном для стабилизации напряжения.

Опорное напряжение на выходе 3DA1 должно составлять 13,5 -13,8 Вольт – паспортное напряжение на аккумуляторе после заряда.

При балансе напряжений на выходе стабилизатора DA1 и на аккумуляторе GB1-под нагрузкой, ток через микроамперметр РА1 будет минимальный, сульфатация практически близка к нулю!
При большом балансе ток через амперметр ограничен резистором R4, для защиты от выхода из строя гальванометра.

Для включения нагрузки — резистора R6 в схему введено промежуточное мощное реле К1, для предотвращения включения реле при неверной полярности подключения аккумулятора, дополнительно установлен в схему высокочастотный диод VD3.

В исходном состоянии кнопка SA1 шунтирует микроамперметр РА1 от обратного напряжения, при возможном превышении напряжения на аккумуляторе в сравнении с выходом стабилизатора.

Нажатие кнопки SA1 приводит к срабатыванию реле К1 от тока аккумулятора GB1. Контакты К1.1 реле К1 подключают разрядное сопротивление R6, напряжение на аккумуляторе GB1 несколько понизится, в зависимости от состояния аккумулятора.

Разница опорного напряжения стабилизатора и напряжения аккумулятора установит стрелку гальванометра РА1 в положение, соответствующее состоянию (степени сульфатации).

Световой индикатор на светодиоде HL1 индицирует верное подключение аккумулятора к прибору.

Настройка

После включения сетевого питания проверить напряжение на конденсаторе С1 в районе 20 Вольт постоянного тока, на выходе 1DA1 резистором R2 установить стандартное напряжение 13,5-13,8 Вольта.

Подключить аккумулятор GB1 в хорошем состоянии, нажав кнопку SA1 уточнить напряжение любым тестером, оно должно быть не ниже 12,8 вольт. Резистором R4 уточнить положение стрелки гальванометра на 15-20 мка.- рабочая сульфатация. Если напряжение на аккумуляторе при тарировании устройства падает ниже 12,8 Вольта, его следует зарядить и провести повторное тарирование.

Измерение степени сульфатации проводить по технологии : подключение к проверяемому аккумулятору, нажатие кнопки проверки и снятие показаний с гальванометра. Возможна регистрация показаний устройства в отдельном журнале на каждый аккумулятор.

Радиодетали:

Обозначение

Наименование

Тип

Замена

Примечание

Т1

Трансформатор ТПП224

ТН,ТПП,ТС 18 B

BVE1 18V 2.0VA

15-18DC 1A

VD1

Диодный мост

U20C20C

Д237Б

0,2-0,5А

VD2

Стабилитрон

Д818Е

КС215Ж

15-18 Вольт

VD3

Диод

1N4003

КД213Б

1А60В

DA1

Рег. стабилизатор

КР142ЕН12

КР142 ЕН8Б

12-34В1А

С1,С2

Конденсаторы

Richey

R50-6

2200мк25В

R1,R3,R5

Резисторы

МЛТ-0,125

С2-29

0,125 ватт

R2,R4

Резистор подстроечный

СП3-16В

СП4-1

0,5 ватт

РА1

Гальванометр 100 мкА

МАЕ31

М2101

100мка

R6

Резистор

Проволочный 1мм

10витков 10мм

100 ватт

SA1

Кнопка

AN4

КМ1-8

0,5А

К1

Реле

JD2912-12DC-1Z

822E-1A-C

12B 40A

На фотографии показан внутренний вид устройства измерения сульфатации аккумулятора. На задней стенке закреплено мощное реле и справа нихромовая спираль на изолированных стойках.

Трансформатор типа ТПП закреплён на нижней крышке, кнопка на верхней крышке, плата и диодный мост на задней стенке. Испытания проведены на аккумуляторе типа CHAMPION 12B 7A/h.Первая диагностика аккумулятора показала 20% сульфатации, через пять измерений сульфатация достигла 100% сульфатации, напряжение на аккумуляторе упало ниже 10 вольт.

Требуется восстановление пластин аккумулятора с зарядом в течении 5-8 часов.

Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот

DA1
Рег. стабилизаторКР142ЕН121
VD1
ДиодД237Б2
VD2
СтабилитронД818Е2
VD3
Выпрямительный диод1N40031
С1, С2
Электролитический конденсатор2200мкФ 25В1
R1
Резистор910 Ом1
R2
Подстроечный резистор10 кОм1
R3
Резистор120 Ом1
R4
Подстроечный резистор47 кОм1
R5
Резистор1.2 кОм1
R6
Резистор1.2 Ом1
ПроволочныйT1
ТрансформаторТПП2241
PA1
ГальванометрМАЕ31 100 мкА1
HL1
СветодиодАЛ307БМ1
К1
РелеJD2912-12DC-1Z1
S1
Выключатель1
SA1
КнопкаAN41
GB1
АКБ12 В 10-60 Ачас1
FU1
Предохранитель500 мА1
XT
Вилка сетевая1
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Прикрепленные файлы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.