Управление маломощным электродвигателем. Простые схемы

В этой статье я хочу рассказать о схемотехнических решениях, которые с небольшими доработками под конкретную конструкцию можно использовать в своих разработках для управления двигателями.

Первая схема — базовая. На ее основе будут строится все последующие схемы:

Сразу скажу: схему придумал не я, а это так называемый Н-мост (понятия не имею, почему его так назвали:)

Ну с работой схемы думаю все понятно:жмешь 2 кнопки по диагонали, и вуа-ля! казалось бы, откуда в такой идеальной схеме минусы, но вот некоторые:

  • 4 кнопки(многовато)
  • нет гарантии того, что кто-нибудь(к величайшему сожалению, есть и такие)не нажмёт все кнопки одновременно и не устроит нам великий трамтарарам (если источник питания довольно мощный).
  • управлять можно лишь вручную, а ведь хочется иногда чтобы за тебя все делала электроника…
  • В последующих схемах я решу все эти трудности.

    Первая проблема: наличие слишком большого числа кнопок

    Решение первой проблемы:

    Схема:

    Как это работает (для тех кто понял сам, разрешаю пропустить):

    Предположим, что мы не нажимали кнопок, тогда транзисторы VT1 и VT2 заперты, и следовательно ток через них не протекает и двигатель не вращается. Теперь предположим, что мы нажали на кнопку слева, тогда через резистор R1 ток пойдет в базу VT2 и откроет его, что приведет к протеканию тока через переход коллектор-эмиттер VT2, что в свою очередь закроет транзистор VT1.В итоге получилось, что двигатель одним полюсом через кнопку подключен к напряжению питания, а другим к «земле» и вращается в одну сторону. При нажимании же кнопки справа полярность подачи напряжения на двигатель поменяется, и он будет вращаться в обратную сторону.

    Ах, да, чуть не забыл. Щелк!:

    Диоды VD1 и VD2 нужны для защиты транзисторов VT1, VT2 от ЭДС самоиндукции, ток вызванный которой, как известно, по направлению противоположен току вызвавшему ее.

    Если же вы хотите обезопасить себя, или вас бросает в дрожь мысль о том, что кнопкой коммутируется ток в несколько десятков миллиампер, то просто поставьте вместо кнопок реле, проблем то…

    А если мощности кнопок просто не хватает для коммутации столь великих токов, то подойдёт эта схема:

    Но в этих всех схемах все ещё присутствует проблема 2 — наличие зловредных/туповатых людей, которые так и норовят испортить жизнь честному радиолюбителю

    Для этого пригодится эта схема:

    Мотор подключается к коллекторам транзисторов.

    Pазберем теперь работу схемы:

    Все работает точно так же, как в прошлых схемах, но добавился один узел: это R1, R2, R3, VT1, VT2, VT3. Вот его работа и представляет интерес.Если обе кнопки окажутся нажаты, на коллекторах безымянных транзисторов будет + Uпит, что откроет и транзистор VT1, И VT2. А потому что R3 и VT1+VT2 образуют делитель напряжения,то когда транзисторы открыты, напряжение на базе VT3 близко к нулю, а когда закрыт хотя бы один-напряжение через R3 попадает на базу VT3, тем самым открывая его. А когда он открыт, на регулятор поступает питание.

    Вот я и рассказал про все схемы, про которые хотел рассказать.спасибо за внимание! (Если таковое было).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.