«Сторож» автомобиля

Какого автолюбителя не волнует, как надежнее защитить свои автомобиль от угона или вторжения посторонних лиц? Здесь, как правило, на помощь приходит электроника. Но большинство электронных устройств, предназначенных для защиты транспортных средств, зачастую сложны и дороги, к тому же для них нередко нужны изолированные от корпуса концевые выключатели. Все это ограничивает широкое применение таких “сторожей” автолюбителями.
Предлагаем вниманию несколько вариантов подобных устройств, которые лишены указанных недостатков. Собрать электронный “сторож” сможет даже малоопытный

У сторожевого устройства, собранного на 2-х транзисторах (рис. 1), первый каскад VT1 ограничивает ток, протекающий через контактную систему датчика. Это могут быть концевые или ртутные выключатели, датчики крена и т.д. На транзисторе VT2 собрано реле времени, обеспечивающее задержку включения “сторожа”. Она дает возможность выйти из автомобиля после включения охранного устройства. Длительность задержки в районе 6—12 с устанавливают подбором емкости конденсатора

Реле К3 и геркон К4 служат ключом к “сторожу”. Геркон прячут под какой-нибудь пластмассовой (немагнитной) деталью внешней облицовки кузова автомобиля в месте, известном лишь водителю.
Прежде чем выйти из автомобиля, водитель переводит переключатель SA1 в противоположное по схеме положение, и устройство подсоединяется к источнику питания. Конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R3 и переход “база — эмиттер” транзистора VT2, и открывается. Срабатывает реле К2 и своими контактными пластинами К2.1 разрывает цепь питания ключевого каскада на VT1. В это время водитель выходит из автомобиля, закрывает дверцу. Состояние датчиков пока не влияет на работу “сторожа”.
Через 6—12 с напряжение на С1 снижается до уровня, при котором полупроводниковый триод VT2 закрывается. Цепь питания первого каскада восстанавливается, “сторож” переходит в режим охраны. Поскольку потребление тока от источника питания очень мало, электронное устройство может длительно работать не лишь от аккумулятора автомобиля, но и от 3-х последовательно соединенных батарей 3336Л.
Если теперь открыть, например, дверь, замкнется концевой выключатель, установленный в дверном проеме. База VT1 через резистор R1 окажется соединенной с общим проводом, и транзистор откроется. Реле К1 своей контактной системой заблокирует цепь датчика и включит сигнал тревоги. Если после этого дверь закрыть, сигнал тревоги не прекратится. Отключить его можно лишь переключателем SA1.
Чтобы войти в машину, не нарушая покоя окружающих, сигнализацию на время отключают. Незаметно для окружающих подносят небольшой постоянный магнит, замаскированный под какой-нибудь предмет (конфету, спичечный коробок), к месту, где спрятан геркон. Под действием магнитного поля его контактные пластины замкнутся. Сработает реле К3, разрывая цепь питания “сторожа” за счет нарушения контакта К3.1 и самоблокируясь путем замыкания контакта КЗ.2. Теперь водитель может спокойно сесть в машину и окончательно отключить сигнализацию

В электронном охранном устройстве в первом каскаде можно также применить транзисторы КТ501Б (В, Д, Е, И, М, а во втором — КТ503Б (Г). В качестве VD1 и VD2 допустимо также использовать диоды Д7, Д226 с любым буквенным индексом. Резисторы МЛТ-0,25 или МЛТ-0,5. Конденсатор — К50-3, К50-6. В устройстве применены реле РЭС-15 (паспорт PC4.591.003) и РЭС-22 (паспорт РФ4.500.129]. Последние можно заменить на РЭС-6 или РЭС-9 с напряжением срабатывания 12 В. Геркон — любого типа (КЭМ-3, КЭМ-1, КЭМ-2А). Переключатель —

Учтите, что “сторож” будет работать в условиях повышенных вибраций, запыленности, влажности. Потому монтаж должен быть жестким, пайки надежными. Такие требования обеспечивает печатный монтаж (рис.2).

После сборки и проверки работы сторожевого устройства установленные радиоэлементы приклейте эпоксидкой к плате. Когда клей затвердеет, плату с обеих сторон покройте прозрачным лаком, высушите, а далее поместите в корпус подходящих размеров с учетом реле К1, КЗ, которые крепят внутри корпуса с помощью уголков. “Сторож” установите в салоне автомобиля, спрятав в

Если к величине тока, протекающего через датчики, не предъявляют жестких требований, транзистор VT1 (рис. 1) в схеме сигнализатора можно исключить (рис. 3). Монтажная плата упрощенного варианта сторожевого —на рисунке 4.

При использовании “сторожа” для охраны помещений, например гаража, дачи и т. д., может потребоваться увеличить задержку включения устройства до 1 мин. В этом случае реле времени рекомендуем собрать на составном транзисторе (рис. 5), имеющем высокое входное сопротивление. Потому разрядный ток конденсатора С1 значительно снижается по сравнению с первой схемой (рис. 1), а время разряда

Длительность задержки включения “сторожа” (рис. 5) зависит от емкости С1 и сопротивления резистора R4. Из-за большого разброса параметров транзисторов точные значения С1 и R4 в каждом конкретном случае подбирают экспериментально. Максимальная емкость С1 не должна превышать 500 мкФ, а сопротивление R4 может находиться в районе 30—100 кОм. Иногда случается, что ток, протекающий через переход “коллектор — эмиттер” VT2, оказывается достаточным для открывания транзистора VT3. В этом случае в коллекторную цепь VT2 включают резистор сопротивлением 1— 2 кОм. Если же его будет недостаточно, то через резистор номиналом 20—50 кОм базу VT2 соединяют с общим проводом. Монтажная плата сторожевого устройства с реле времени из составном транзисторе представлена на

Часто возникает необходимость, чтобы “сторож” работал и нa размыкание контактной цепи. Схема такого охранного устройства — на

От первого сигнализатора оно отличается наличием исполнительного каскада на транзисторе VT2. На его базе постоянно присутствует положительное смещение, достаточное для открывания транзистора. Но поскольку сопротивление датчика, включенного между базой VT2 и общим проводом, во много раз меньше номинала резистора R2, на базе появляется отрицательный запирающий потенциал: транзистор закрыт. Если теперь разорвать цепь датчика, VT2 откроется, сработает реле К2 и контакт К2.1 задействует каскад на транзисторе VT1. При необходимости дополнительное устройство можно отключить тумблером SA1). Электронный “сторож” с дополнительным устройством может охранять стекла автомобиля или окон помещения. Для этого на лобовое и задние стекла приклейте по периметру полоски фольги шириной 5 — 8 мм и подключите тонким многожильным проводом к гнезду Х2.
Если стекло разобьют или будут снимать, фольга разорвется, включив сигнал тревоги. В качестве датчика можно использовать и фольгу подогревателя заднего стекла.
При установке сигнализатора учтите, что автомобильный сигнал потребляет ток около 6 А, и его нельзя коммутировать с помощью малогабаритных реле, используемых в “стороже”. Потому свободные контактные пластины реле К1 подключают к штатному реле сигнала. Если же такого реле в автомобиле нет (у машин старых марок), его устанавливают дополнительно, применив реле от автомобилей “Жигули” или “Москвич”. Вместо электромагнитного реле лучше применить тиристор КУ202 с любым буквенным индексом, включив в цепь управляющего электрода резистор сопротивлением 750 Ом с мощностью рассеяния не менее 1 Вт. Монтажная плата универсального “сторожа” — на

Ю. ШУРЧКОВ
«Моделист-конструктор», N9 1985г.

Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот

Рис. 1 Охранное устройство на 2-х транзисторахVT1
Биполярный транзисторКТ361Б1
VT2
Биполярный транзисторКТ315Б1
VD1, VD2
ДиодД2202
С1
Электролитический конденсатор30 мкФ 15 В1
R1, R3
Резистор30 кОм2
R2
Резистор10 кОм1
R4
Резистор68 кОм1
К1, К3
РелеРЭС-222
К2
РелеРЭС-151
К4
ГерконКЭМ-31
SA1
Сдвоенный переключатель1
Х1, +/-12 В
Клеммный зажим3
Рис.3 Схема упрощенного варианта "сторожа"VT1
Биполярный транзисторКТ315Б1
VD1
ДиодД2201
С1
Электролитический конденсатор30 мкФ 15 В1
R1
Резистор30 кОм1
R2
Резистор68 кОм1
К1, К3
РелеРЭС-222
К2
РелеРЭС-151
К4
ГерконКЭМ-31
SA1
Сдвоенный переключатель1
Х1, +/-12 В
Клеммный зажим3
Рис. 5 Схема "сторожа" с реле времени на составном транзисторе.VT1
Биполярный транзисторКТ361Б1
VT2, VT3
Биполярный транзисторКТ315Б2
VD1, VD2
ДиодД2202
С1
Электролитический конденсатор100 мкФ 15 В1
R1, R4
Резистор30 кОм2
R2
Резистор10 кОм1
R3
Резистор68 кОм1
К1, К3
РелеРЭС-222
К2
РелеРЭС-151
К4
ГерконКЭМ-31
SA1
Сдвоенный переключатель1
Х1, +/-12 В
Клеммный зажим3
Рис.7 Универсальный "сторож".VT1
Биполярный транзисторКТ361Б1
VT2, VT3
Биполярный транзисторКТ315Б2
VD1-VD3
ДиодД2203
С1
Электролитический конденсатор30 мкФ 15 В1
R1, R2, R4
Резистор30 кОм3
R3
Резистор10 кОм1
R5
Резистор68 кОм1
К1, К4
РелеРЭС-222
К2, К3
РелеРЭС-152
К5
ГерконКЭМ-31
SA1
Выключатель1
SA2
Сдвоенный переключатель1
Х1, Х2, +/-12 В
Клеммный зажим4
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.