Принесли в ремонт галтовочную машину XH-55915 MINI-TUMBLER, производитель – компания JINTAI JEWELLERY CO., LTD, Тайвань ((рис.1 и рис.2). Сказали – «перестала работать, наверное, сломалась». Ну ладно, сразу смотрим, что за зверь…
Рис.1
Рис.2
Надписи на передней панели немного пострадали от затекания какой-то жидкости (рис.3), но всё и так понятно – слева установлен таймер на механическом часовом механизме, выбор времени плавный, помеченные градации 3, 6, 9,12,15,18 минут и ещё есть обозначение 66. Как ни странно, но при выборе этого значения таймер реально отсчитывает 66 минут. Как это происходит, не знаю, внутрь таймера не заглядывал.
Посредине передней панели вверху – светодиод, индицирующий включения питания, внизу – выключатель выбора режима вращения барабана (всегда в одну сторону или поочередно в разные примерно по 25 секунд). Правый дискретный переключатель – выбор скорости вращения барабана.
Рис.3
Ремонт был несложный, неисправность нашлась при «прозвонке» тестером цепей и элементов – сгорел один из диодов в диодной сборке. Так как хозяин аппарата сказал, что аппарат до этого работал несколько лет и никаких нареканий не было, то просто заменил мост на такой же.
На всякий случай (а вдруг когда понадобится), ну и для того, чтобы получить некоторое представление о работе машины, срисовал принципиальную схему (рис.4). В общем, там всё просто, но немного непонятно, зачем сделана автотрансформация — один из сетевых проводов соединяется со вторичной обмоткой и, соответственно, с диодным мостом. Измерение сопротивления с этого «сетевого-автотрансформаторного провода» на корпус аппарата и другие металлические части машины показало бесконечно большое сопротивление и потому что хозяин аппарата говорил, что всё так и было и внутрь никто не лазил, то соединение разрывать не стали.
Рис.4
По схеме видно, что механический таймер Т1 задаёт общее время работы машины, разрешая подачу переменного напряжения 220 В на первичную обмотку трансформатора Tr1. Переключателем S1 можно включить электромеханический таймер М, который циклично меняет коммутацию переключателей S2 и S3 и, соответственно, меняет направление вращение двигателя М2, который в свою очередь заставляет вращаться галтовочный барабан в разные стороны. В режиме переключении направления таймер делает небольшие паузы, на несколько секунд полностью обесточивая двигатель. Если не включать S1, то барабан будет крутиться лишь в одну сторону.
Скорость вращения барабана зависит от напряжения питания двигателя М2 и выбирается галетным переключателем S4 с выводов вторичных обмоток трансформатора Tr1. Минимальное напряжение около 13 В, максимальное – 25 В. Потребляемый двигателем М2 ток – примерно от 150 мА до 200 мА. Диодная сборка – RBV-406.
Вторичная обмотка с напряжением 2,1 В служит для индикации включения питания. Резистор R1 сопротивлением 24 Ом является токоограничительным для светодиода HL1 красного свечения.
Внутри всё расположено достаточно компактно, но соединения выполнены немного не аккуратно. На рисунке 5 толстый белый провод сверху слева – это ввод сетевого напряжения 220 В. Возле места ввода сетевого провода виден трансформатор Tr1 с примерной габаритной мощностью до 40-50 Вт. Чуть правее – болтается на жёлтых свитых проводах диодный мост VDS1. Ниже трансформатора, оранжевая пластмассовая фурнитура – это электромеханический таймер М1, который вращая диск с выступами (тоже оранжевый, виден внутри, за стойками), коммутирует концевые выключатели S2 и S3 (серые, видны правее, соединены жёлтыми U-образными проводниками). Посредине корпуса расположен двигатель М2 (чёрный). Его маркировку узнать не удалось. Справа на корпусе, а это передняя панель аппарата, вверху виден механический таймер Т1 (белый), а ниже виден галетный переключатель S4. Проводники, идущие от трансформатора внутри оранжевой трубки ПВХ, к выводам «галетника» подпаяны через один, т.е. выбирая скорость вращения барабана, коммутация происходит через паузы в подаче питания.
Рис.5
И несколько фотографий более подробно:
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
На последнем рисунке показан вид снизу — пластиковое дно крепится к корпусу по углам.
P.S. Спустя некоторое время, примерно полгода-год, этот аппарат опять попал ко мне в руки, но уже с другой поломкой – у электромеханического таймера M1, а вернее, у его пластмассового диска с выступами, раскрошилось место посадки на втулку вала двигателя. Отремонтировалось тоже просто – вырезал по внутренним размерам диска вкладыши из 2-х пластин (а диск внутри полый), высверлил в центре пластин отверстия и немного обработал под нужную 0-образную форму и приклеил их внутри диска. Фотографий, к сожалению, не сделал, поэтому описываю своими словами.
Андрей Гольцов, г. Искитим
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
HL1
СветодиодL1593H1
замена на АЛ307АМVDS1
Диодный мостRBV-4061
замена на KBL01, KBL02R1
Резистор24 Ом1
0,25 ВтS1
ПереключательB100G1
замена на B100RS2, S3
Концевой переключательTM13062
S4
Галетный переключатель1
см. текстTr1
Трансформатор1
см. текстДобавить все