Звуковые генераторы могут быть использованы для акустического определения числа оборотов двигателей методом звуковых биений. Описываемый ниже метод измерения окажется особенно полезным авто- , авиа- и судомоделистам, которым очень важно знать режим работы бензинового двигателя модели. Он тем более ценен, что позволяет определить число оборотов движущейся на корде модели (например, автомобиля или самолета).
Метод заключается в следующем. При одновременном прослушивании 2-х источников звуковых колебаний хорошо прослушивается разностный тон, число колебаний которого равно разности колебаний частот этих источников. Особенно отчетливо прослушивается разностная частота при равной интенсивности звука обоих первичных источников колебаний. При предлагаемых измерениях одним из источников звуковых колебаний будет бензиновый двигатель модели, другим — измерительный звуковой генератор.
При работе двигателя модели каждый оборот сопровождается резким звуком выхлопа отработанных газов. Большинство бензиновых моторчиков развивает от 3000 до 20 000 об/мин, то есть от 500 до 333 об/сек, что соответствует частоте 50 и 330 гц.
Тахометром для измерения числа оборотов в этих пределах может служить 2-хдиапазонный генератор, собранный по схеме мультивибратора, показанной на рис. 8, а. Он собран на 2-х транзисторах Т1 и Т2 с усилителем мощности на транзисторе Т3. Переключатель П1 предназначен для перехода с диапазона 50—200 гц на диапазон 100–400 гц. Он собирается на тумблере 2×2, где выводы — точки б и г — являются средними контактами, а точки а и в — боковыми.
Внутри диапазона частота колебаний, генерируемых мультивибратором, устанавливается при помощи реостата (регулируемого резистора R6). Собранный генератор градуируется акустическим методом пр стандартному звуковому генератору, к выходу которого подключается громкоговоритель. Шкала наносится напротив указателя ручки резистора R6. К выходу звукового генератора подключаются низкоомные телефоны. Наибольшая амплитуда подбирается изменением величины резистора R5.
При определении числа оборотов двигателя частота следования импульсов мультивибратора подстраивается под частоту выхлопа газов двигателя. При этом нужно найти такое положение резистора R6, при котором в телефонах будут прослушиваться звуковые биения — звуковые колебания очень низкого тона. Значит, совпадение частот найдено, и теперь остается по таблице установить число оборотов двигателя.
Рис. 8. Электронные тахометры
Электронный тахометр для автомобиля или катера
Транзисторный тахометр, блок-схема которого показана на рис. 8, б, позволяет определить число оборотов двигателя автомобиля или катера. Прерывистое напряжение, поступающее из системы зажигания, является модулирующими сигналами для генератора ЗГ.
В качестве такого генератора могут быть применены высокоомные телефоны, подключенные к прерывателю, к первичной катушке бобины зажигания или к магнето через конденсатор и потенциометр. Частота включения телефонов пропорциональна частоте новообразования или, что то же самое, скорости вращения двигателя. Вторым источником колебаний будет являться электронный тахометр, собранный по указанной выше схеме.