Транспондерная технология: «Ой, он и нас сосчитал!»

Для слова transponder в словаре по радиоэлектронике существует перевод: «ответчик». Без устройств, автоматически посылающих уникальный идентификатор в ответ на автоматический запрос, уже давненько не могут обойтись в различных областях радиоэлектроники. Отказы транспондерных систем могут привести к непредсказуемым последствиям. К примеру, самолеты американских ВВС оборудованы «ответчиками», послушно посылающими свои идентификаторы в ответ на автоматические кодированные «намеки», посылаемые РЛС ПВО и других структур, использующих радиолокацию. Интересно, что происходит, когда такой «ответчик» неисправен? Разумеется, прежде чем произойдет что-то кардинальное, в дело вступят другие системы распознавания и идентификации, но все-таки интересно же!

Метка-транспондер (технология TIRIS) в стеклянной капсуле. Увеличение в 2,5 раза

У нас под названием «транспондер» ныне понимаются те же бесконтактные «ответчики» в автомобильных иммобилайзерах, изготовленные по технологии TIRIS: Texas Instruments Registration and Identification System — система регистрации и идентификации корпорации Texas Instruments. Именно эта корпорация в 1991 году первой (из крупных) всерьез занялась технологией низкочастотной идентификации. Транспондеры TIRIS могут быть выполнены как по технологии ROM (код изменить нельзя), так и EPROM (т.е. код можно перепрограммировать). Перепрограммирование производится воздействием строго заданного магнитного поля — изменить или случайно стереть код произвольным полем нельзя. ROM-транспондеры (ПЗУ-транспондеры) используются значительно чаще — они меньше, проще и дешевле. А функции запоминания и стирания кодов переданы считывателям. Отличительная особенность современных транспондерных меток, изготовленных по этой технологии — отсутствие необходимости в источнике питания, если не требуется значительно увеличить дальность действия.

Пример — транспондерный динамический иммобилайзер Black Bug. Рамочная приемо-передающая антенна считывающего устройства обеспечивает работу «фирменного» транспондера в виде карточки, в которой отсутствует источник питания — вместо него в карточку встроен конденсатор, заряжаемый энергией запроса от антенны и отдающий свой заряд для посылки ответа, содержащего, кроме данных протокола обмена, уникальный идентификатор, записанный в микрочип транспондера. В настоящее время транспондерные иммобилайзеры Saturn Green Bux, Motorola Car Guard, Pearson Carbon, CEL Protector, Clifford Virtual Key, Mister X, Mongoose и другие прочно вошли в ассортимент установщиков охранных систем. В качестве других применений транспондеров можно назвать системы доступа для банковских служащих в Израиле, контроль отпуска топлива на заправках США, контроль прохождения трассы марафона в Турине в 1995 году (транспондеры были встроены в кроссовки всех участников)…


Иммобилайзеры Green Bux В и С: антенны считывателей; центральныe блоки; транспондеры

И все же в области применения транспондеров не лишь мы — весь мир пока отстает от Кевина Уорвика — профессора кибернетики университета г. Ридинг (Великобритания). Этот человек с помощью небольшой хирургической операции вшил транспондер себе под кожу — в передней части бицепса у локтевого сустава. Теперь любая вещь, включаемая с помощью электричества и оборудованная считывателем транспондера, включается лишь в присутствии Кевина — от света в чулане до доступа к персональному компьютеру. Больше всех довольна его секретарша — считыватели установлены во всех дверных проемах и соединены с ее компьютером, в котором имеется план дома. Так что она всегда знает, в каком

Разумеется, это всего лишь эксперимент, но подумайте, какие перспективы он сулит! Начнем с нашей сферы. Как известно, частота и уровень сигнала транспондерной метки иммобилайзера относительно безвредны — иначе «Геолинк» не получил бы медицинских сертификатов на свою продукцию. Единственное противопоказание к использованию такой карточки — вживленный кардиостимулятор. Соответствующим образом должно обстоять дело и с транспондером, вживленным в мягкие ткани руки или какие-нибудь ещё более мягкие. С медицинской точки зрения это даже лучше — излучение не пронизывает никаких внутренних органов, не говоря о головном мозге. Таким образом, проблему угона или захвата автомобиля с помощью транспондера можно решить раз и навсегда, причем двояким способом.

Первый носит «персональный» характер и уже применяется в иммобилайзерах. Вся разница в том, что любой брелок или карточку можно найти (все равно уже все чаще начисто обыскивают, прежде чем выбросить хозяина из машины) — любой, кроме спрятанного в теле автовладельца. Капсула транспондера, вшитая Кевином Уорвиком, напоминает по форме пилюльку «Колдрекса», но чуть длиннее — около 2 см. В британских охранных системах Datatag (см. «Мастер 12 Вольт» N 6/97) используются транспондерные метки размером с рисовое зерно. В этом объеме умещаются микрочип с приемо-передатчиком, антенна, конденсатор. Найти такой транспондер в теле человека практически невозможно.

Второй способ (назовем его «тотальным») уже начал осуществляться в той же системе Datatag, основной принцип которой заключается в том, что все более или менее важные части автомобиля снабжаются транспондерами, опознаваемыми специальными считывателями. Цена типичной конфигурации — 190 долларов. Система простая: машина угнана — по заявлению владельца коды транспондеров поступают в компьютерный банк краденых машин и деталей. Здесь и разборка машины не помогает, как и в случае «Литэкса». Удалить («переставить») транспондер невозможно — при демонтаже он ломается. Но вот чего не может ни «Литэкс», ни (пока что) Datatag — это засечь на ходу, а то и остановить угнанную машину. Представьте ситуацию: вы «зашиповали» резину шипами с транспондерами с соответствующей регистрацией. На выезде из города (там, где гаишники любят перегораживать трассу, оставляя узенький проезд) под асфальтом проложена рамочная или ферритовая антенна. Сообщая в милицию номер угнанной (не дай бог, конечно!) машины, вы тем самым сообщаете коды транспондеров (они уже в компьютерной системе ГИБДД — соотнесены с госномером и автоматически передаются в единую память, связанную с процессорами считывателей). После занесения кодов в разряд «угнанных» антенны считывателей, которые можно устанавливать где угодно, принимают эти коды, процессор их распознает и включает тревогу. А можно и покруче — не тревогу, а шлагбаум или даже автоматический «дикобраз» (тогда «лежащие» на асфальте шипы встанут торчком).

Разумеется, мы вообразили не оптимальный случай. Транспондер может быть встроен в любую часть автомобиля ещё до продажи, для монтажа антенны можно использовать любую арку, рекламный щит, светофор, столб и т.п. — с увеличением размеров транспондера и антенны растет и дальность действия. В «практичном» исполнении транспондера и считывателя она уже сейчас может достигать нескольких метров. Единственное ограничение — обмен данными происходит хоть и быстро, но не мгновенно — для этого требуется около 120 миллисекунд. За это время машина, идущая со скоростью 60 км/час, переместится на 2 метра. В принципе это допустимо для достаточно мощных транспондеров. Если нет, можно сконструировать «цепочки» антенн. При наличии достаточного количества считывателей такая система с успехом заменила бы КОРЗ ГАИ и другие системы поиска автомобилей, которые используют постоянно или периодически (не по запросу) передаваемый радиосигнал — одно это является недостатком по сравнению с системой транспондеров, которым не требуется питание, хотя для увеличения дальности, повторяем, можно также использовать собственный источник питания «метки», а не конденсатор.

Но для России это пока что мечты. У нас любой проект, требующий капиталовложений и не сулящий прибыли государственным органам, чаще всего обречен. А какая прибыль государству с того, что вам вернут вашу машину? Другое дело — техосмотр. Прошел — плати и получай соответствующий транспондер. Не прошел — шлагбаум. На инструментальный контроль — отдельный. На катализатор, аптечку, огнетушитель — отдельный. А скорость? Два считывателя через 50 метров, оба сигнала в компьютер, V = S/t — и дело в шляпе (в фуражке). Вот это у нас пошло бы. А уж к этому паровозу можно было бы прицепить и борьбу с угонами, и платные стоянки, и что угодно…

Или вот взять того же Кевина Уорвика. Человек пострадал за науку (хоть и не сильно — операция пустяковая, да и носил транспондер он всего месяц — эксперимент ведь), зато разработал концепцию «дружественной среды» — пока что в районе собственного дома или, скажем, офиса. Теперь мечтают о том, чтобы заменить кодом транспондера так называемый PIN — персональный идентификационный номер, который вводят, например, в банкомат для получения денег со счета. Подглядеть или выпытать такой код невозможно. Сам Кевин предлагает «зашить» тех преступников, которые свое отбарабанили, но имеют ограничения в перемещениях — либо сидят под домашним арестом, либо надо регулярно где-то отмечаться, либо куда-то вообще не соваться — например, однажды осужденному педофилу запрещено появляться в местах скопления детей. Сейчас «у них» для такого контроля уже применяются специальные несъемные браслеты транспондерного типа, правда, с источником питания. Так вот, по Уорвику, из соображений гуманизма (чтобы мальчишки не смеялись и гордость не страдала) эти «метки» надо скрыть путем вшивания! Тут одна забота: не допустить формирования «черного рынка» удаления вшитых транспондеров. Делать их по принципу Datatag’овских — чтобы ломались при удалении — нельзя, все-таки человеческое тело. Впрочем, биотехнология, биокибернетика — давно уже не просто модные словечки. Уже сейчас существует возможность создания устройств, управляемых биоэлектрическими импульсами человека, — например, биопротезов. А импульсы эти уникальны, как папиллярные узоры. Так что можно будет избежать жутких сцен насильственного отделения транспондера от «хозяина» — без биотоков, характерных для данного человека, притом живого, невредимого и спокойного, транспондер не пошлет нужный ответ. Останется лишь с помощью рекламных роликов вбить это в голову всем «отморозкам». И разумеется, главный плюс во многих «биологических» применениях транспондеров — не надо батарейки менять. Так что милые фантазеры из Голливуда тоже могут взять на вооружение транспондерную технологию. А то показывают разные устройства человеческого самоподрыва при побеге из тюрьмы (как в фильме «No Escape» и ещё каких-то) — зачем такие сложности? Ошейники какие-то, опять антенны, батарейки, засорение радиоэфира. Каждому вшить «по заслугам» разную степень свободы — одному можно лишь в камере находиться, другому — ещё и в столовой, мастерской и т.п. Сотня считывателей внутри, сотня по периметру — и порядок обеспечен, и взрывать никого не надо, разве что для киношного драматизма.

В общем, для обеспечения личной свободы или несвободы транспондер — вещь незаменимая. Тем же из нас, кто пожил в этой стране достаточно долго, наверняка придет в голову мысль о возможной тотальной транспондеризации населения ещё в роддоме… Особенно впечатляющие перспективы открывает применение памяти СППЗУ (перепрограммируемой). Ф.И.О., г. р., м. р., VIN (простите, PIN). Растет человек — меняется код. Пошел в школу — изменился разряд кода. Прописался — пожалуйте под магнит. На работу устроился — сначала проверяем, потом подправляем код. «Подвенечное платье» превращается в «подмагнитное». Судимость — под магнит! В Шереметьево-2 подался — проверим, рамка уже есть (металлоискатель), лишь чуть модифицировать надо. Далее со всеми остановками… Зато от какой уймы справок и удостоверений можно избавиться — был бы код подлиннее! А уж какую часть считывать — зависит от места, куда пришел. Хотя и длинных кодов не нужно — этими транспондерами можно человека нафаршировать, как перец рисом. В отделе кадров считывают с руки, в милиции — с ноги, пришел диплом получать — подставляй голову, налоги платить — …гм, в общем, наоборот.

Но мы увлеклись. Вернемся к реальности. Реальность для нас — это автомобильные транспондерные охранные системы типа Black Bug Super (скажем, для некоторых из нас, с учетом цены) и иммобилайзеры типа Green Bux — цена на «Горбушке» около 67 долларов. Классный механический дверной замок стоит дороже. Ключ от такого замка продрал карман моему приятелю-установщику — слишком тяжелый и неудобный. Жена зашила карман, но он снова порвался, и ключ был «посеян», да ещё неподалеку от дома. Взял он этот «Грин Бакс» с рамочной антенной (модификация «С»), влепил ее под обивку металлической двери (снаружи, разумеется), изолировал от металла. Поставил электрический замок, «выполнил необходимые соединения» с несложной модификацией (12-вольтовый блочок питания, реле). «Микрик» не поленился провести к двери подъезда, второй в параллель установил под той же обивкой — они играют роль замыкателей цепи зажигания. Как известно, антенна Green Bux посылает запросы в течение минуты после включения зажигания. Поскольку Володя живет на первом этаже, этой минуты ему хватает, чтобы подойти к двери. Брелочек он повесил на шею рядом с крестиком. Подходит к двери — щелк! — открылась. Кнопку Valet приспособил в дверной звонок. Хочешь — просто звони, а если надо (брелок забыл или кто «свой» пришел без брелока), вызванивай персональный код — для того и скрытый в обивке микропереключатель. В двери изнутри — геркон, как в стационарных охранных системах. Вошел, дверь прикрыл — «зажигание» выключилось, через пять секунд замок заперт. Походил так, понравилось. Только брелок поменял на карточку, чтобы обивку не «целовать». Ну раз такое дело, откопал на работе разукомплектованный «Грин Бакс» без карточки, поставил в машину — все равно карточку таскает. Потом как-то свет в прихожей подцепил к этой системе, которая у входной двери. Теперь ещё что-то колдует.

Слабо?


Предполагаемая модификация имобилайзера Green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.