К сожалению (в 1990-х годах), во многих отечественных и импортных автомобилях отсутствовал один очень важный прибор — тахометр.
Предлагаю простой, но надежно работающий на моем автомобиле «Форд-Эскорт» электронный тахометр. За основу взята схема, опубликованная в [1]. Прибор имеет 2-хразрядный цифровой индикатор, показывающий число тысяч и .сотен оборотов в минуту. Питается тахометр от бортовой сети автомобиля и потребляет ток 0,45А. Принципиальная электрическая схема прибора изображена на рисунке.
Тахометр состоит из узла управления на ИМС DD1 и элементов DD2.1, DD2.3, DD2.4; 2-х генераторов на транзисторах VT1…VT4; входного формирователя импульсов — триггера Шмитта VT5, DD2.2; счетчика импульсов на ИМС DD3, DD4; промежуточной памяти на ИМС DD5, DD6; дешифратора на ИМС DD7, DD8 и индикатора HI.
Работа узла управления подробно описана в [I]. Мультивибратор на VT1, VT2 задает время измерения, а мультивибратор на VT3, VT4 определяет рабочий цикл прибора. Входной формирователь и счетчик собраны по типовой схеме и особенностей не имеют, поэтому сразу же начинают работать. В схему тахометра введена промежуточная память на триггерах для исключения мерцания цифр индикатора во время счета. Синхронизируются триггеры К155ТМ5 сигналом с вывода 8 DD1, проходящим через конденсатор С4 и DD9.1 для получения нужной длительности и фазы. Время рабочего цикла устанавливается подбором резистора R11, а время измерения — подбором резистора R7.
Для обычного автомобильного 4-хтактного 4-хцилиндрового двигателя применяется индуктивный датчик. Он представляет собой 50…70 витков провода ПЭЛ 1.0, намотанных виток к витку на высоковольтном проводе, соединяющем распределитель зажигания с катушкой зажигания.
Один конец катушки датчика обязательно надо изолировать, а второй — соединить со входом тахометра.
Частота импульсов зажигания и число оборотов двигателя связаны между собой формулой: f=2n/60 где f — частота импульсов зажигания; n — число оборотов в минуту вала двигателя.
Так, значению числа оборотов 3000 соответствует частота импульсов 100 Гц. Но потому что индикатор тахометра должен показывать в это время 3.0, на счетчик должно пройти лишь 30 импульсов из 100 в секунду. Потому время измерения в этом случае устанавливается 0,3 с. Время рабочего цикла должно быть в 10…20 раз больше (3…6 с).
Конструкция и детали. Двухразрядный цифровой индикатор болгарского производства VQE24 можно заменить двумя отечественными — АЛС324Б или АЛС342Б. Если заменить дешифраторы КР514ИД2 на К514ИД1, можно исключить из схемы резисторы R13…R19, R21…R27 и применить индикаторы АЛС324А с общим катодом. Все микросхемы серии 155 можно заменить на соответствующие серий 133, 555, 1533. Транзисторы КТ315 можно заменить на КТЗ 12, а КТ361 на КТ326. Диоды VD2, VD3 — — любые кремниевые: КД510, КД521, КД509. Конденсаторы С1, С2, С6 — К53-1, К53-14; СЗ, С5 — К73-17; остальные — КМ5, КМ6. ИМС стабилизатора напряжения DA1 —типа КР142ЕН5А, можно заменить на КР142ЕН5В.
Все детали электронного тахометра, кроме R1 и цифрового индикатора, размещены на двусторонней печатной плате размерами 60х115 мм. Плата помещена в корпус из полистирола размером 65х145х35мм. DA1 устанавливается на небольшом ребристом радиаторе. На резисторе R1 падает около 5 В, что существенно облегчает тепловой режим стабилизатора. Если все детали исправны, то прибор сразу же начинает работать. Налаживание заключается в следующем: на базу VT5 подается сигнал частотой 100 Гц, и подбором R7 устанавливаются показания индикатора 3.0, что соответствует 3000 об/мин.
В заключение хочу отметить, что по этой схеме моими знакомыми собраны несколько тахометров, отличающихся лишь конструктивно, и все они уже несколько лет отлично работают на различных автомобилях.
Литература:
1. Широков Б. Цифровой тахометр//Радио. — 1983. — N9. — С.28-29.
2. Бирюков С. Цифровые устройства на интегральных микросхемах. — М.: Радио и связь, 1984.
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
DD1
МикросхемаК155ТМ21
DD2, DD9
Логическая ИСК155ЛА32
DD3, DD4
МикросхемаК155ИЕ22
DD5, DD6
МикросхемаК155ТМ52
DD7, DD8
МикросхемаКР514ИД22
VT1, VT3, VT5
Биполярный транзисторКТ315Г3
VT2, VT4
Биполярный транзисторКТ361Г2
DA1
Стабилизатор напряженияКР142ЕН5А1
КР142ЕН5ВVD1
ДиодКД212А1
VD2, VD3
ДиодКД522Б2
C1
Электролитический конденсатор22 мкФ 20В1
К53-1, К53-14C2
Электролитический конденсатор4.7 мкФ 16В1
К53-1, К53-14C3, C5
Конденсатор0.47 мкФ2
К73-17C4
Конденсатор5100 пФ1
C6
Электролитический конденсатор3.3 мкФ1
К53-1, К53-14C7
Конденсатор570 пФ1
C8, C9
Конденсатор0.033 мкФ2
R1
Резистор8.2 Ом1
5 ВтR2
Резистор2.2 кОм1
R3, R9
Резистор15 кОм2
R4, R10
Резистор330 Ом2
R5
Резистор8.2 кОм1
0.5 ВтR6
Резистор1.1 кОм1
R7, R11
Резистор1.2 МОм2
R8, R12
Резистор270 Ом2
R13-R27
Резистор150 Ом15
H1
Семисегментный индикаторVQE241
Добавить все