Стабилизатор напряжения велофары

Предлагаемое устройство предназначено для питания лампы фары постоянным напряжением, в нем все транзисторы — кремниевые, выводы коллектора транзистора VT1 и базы VT3 соединены с «общим» проводом через резистор R3, а не через стабилитрон, в цепь эмиттера транзистора введен диод VD2, а между выводами эмиттера и коллектора транзистора VT1 установлен резистор R1, облегчающий «запуск» этого стабилизатора. Входное напряжение на стабилизатор подается с выпрямителя, выполненного на диодном мосте VD1 и сглаживающих конденсаторах C1, С2.

Переменное же напряжение на мост поступает с велогенератора. При работе велогенератора выходное напряжение диодного моста может изменятся в широких пределах, но на выходе стабилизатора (т.е. на выводах лампы EL.1 велофары) оно не превышает максимально допустимого напряжения лампы (3,5 В или 6 В, — в зависимости от используемой лампы и сопротивления резистора R3). Кроме указанных на схеме, можно использовать транзисторы КТ313А-КТ313В, КТ315А-КТ315И, любой из серии КТ503 (VT1); Кт815А-КТ815Г, КТ817А-КТ817Г, КТ805АМ, КТ805БМ (VT3); КТ361А-КТ361Д, любой из серии КТ502 (VT3). Диодный мост VD1- любой из серии КЦ405, диод VD2 — любой с допустимым выпрямленным током не менее 0,3 А.

Налаживание стабилизатора сводится к подбору резистора R3 с таким сопротивлением, чтобы напряжение на лампе не превышало допустимого (3,5 В или 6 В, — в зависимости от используемой лампы) даже при максимальном напряжении велогенератора. Следует заметить, что этой схеме присущи следующие недостатки: в стабилизаторе велико падение напряжения на диодах моста VD1,диоде VD2, эмиттерном переходе VT2, в результате чего для получения выходного напряжения стабилизатора 3,5 В на диодный мост должно поступать с велогенератора около 7 В. А это требует более быстрой езды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.