Предлагаемое устройство предназначено для подачи прерывистого звукового и светового сигнала водителю при трогании автомобиля с включенным ручным тормозом. Схема его подключения показана на примере автомобиля “Москвич-2140”, но может быть выполнена на других моделях автомашин.
Оповещение водителя о нарушении герметичности гидросистемы тормозных механизмов колес и включении ручного тормоза автомобиля “Москвич-2140” производится с помощью одной сигнальной лампы, установленной на панели приборов. При включении ручного тормоза лампа загорается постоянным светом, что не всегда привлекает внимание водителя в отличие от мигающего, и зачастую даже опытные водители забывают выключить ручной тормоз при трогании и движении автомобиля. Это вызывает повышенный износ тормозных накладок, дополнительную нагрузку на двигатель и нарушение регулировки системы привода ручного тормоза.
Устройство, схема которого показана на рисунке, состоит из звукового генератора, собранного на транзисторах VT1, VT2, мультивибратора на транзисторах VT3, VT4 (обмотка реле К.1 включена в цепь коллектора VT3); дополнительного выключателя SB2 и штатных элементов электрооборудования—ключа зажигания SA1, датчика SP герметичности гидропривода тормозов, выключателя SB1 сигнальной лампы ручного тормоза и сигнальной лампы HL.
Выключатель SB2 установлен под педалью сцепления по аналогии с выключателем стоп-сигнала педали ножного тормоза. При нажатии на педаль сцепления контакты выключателя SB2 замыкаются, при отпускании — размыкаются.
Работает устройство следующим образом. При включенном замке зажигания SA1 напряжение питания +12 В подается на лампу HL и клемму 5 устройства. Замыканием контактов выключателя SB1 (ручной тормоз включен) мультивибратор и сигнальная лампа подключаются к отрицательной шине питания по цепи: минус 12 В, замкнутые контакты выключателя SB1, клемма 4 устройства, нормально замкнутые контакты К1.1, выключатель SB2 и через диод VD1 на лампу HL. Мультивибратор начинает работать.
Включаясь с частотой 1…2 Гц, реле К1 своим нормально замкнутым контактом К1.1 коммутирует цепь питания лампы, а при замкнутых контактах выключателя SB2 (педаль сцепления нажата) — и цепь питания звукового генератора.
Лампа и генератор “выдают” прерывистый световой и звуковой сигнал соответственно. При размыкании контактов выключателя SB1 (ручной тормоз выключен) лампа и мультивибратор обесточиваются.
При срабатывании выключателя SP (нарушена герметичность гидропривода) сигнальная лампа будет излучать постоянный свет как и обычно при данной неисправности. Индикация же включенного состояния ручного тормоза при нажатой педали сцепления будет прежней — прерывистый звуковой сигнал. Это достигается разделением цепи выключателя SP и отрицательной шины питания устройства встречно включенным диодом VD1, т. е. минус 12 В может подводиться к устройству лишь через клемму 4 и замыкание контактов выключателя SP не влияет на работу устройства.
В табл. 1 показаны состояния индикаторов при действиях водителя ручным тормозом (переключатель SB1) и педалью сцепления (переключатель SB2) при трогании и движении автомобиля с нормальной и нарушенной герметичностью гидропривода тормозов.
Устройство подключается клеммами 1, 2 к выключателю SB2 педали сцепления, клеммой 3 — к освободившемуся от проводника (а) контакту выключателя SP (см. рис. 2). Отключенный проводник (а) выключателя SB1 подсоединяется к клемме 4, клемма 5 — к шине питания +12 В.
Таблица 1
Ситуация
световая индикация HL
звуковая индикация HA
1
Питание отключено
0
0
Нормальная герметичность гидропривода тормозов
2
Ручной тормоз включен, стоянка автомобиля
Х
0
3
Троганне и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом
0
0
4
Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом
Х
Х
5
Движение автомобиля с включенным ручным тормозом
Х
0
Нарушение герметичности гидропривода тормоза
6
Ручной тормоз включен (выключен), стоянка автомобиля
+
0
7
Трогание и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом
+
0
8
Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом
+
Х
9
Движение автомобиля с включенным ручным тормозом
+
0
Примечание: 0 — индикация отсутствует; Х — индикация прерывистая; + индикация постоянная.
В устройстве использованы транзисторы МП25 со статическим коэффициентом передачи тока 20…35, конденсаторы — C1, C2 — МБМ, СЗ — К50-6, резисторы МЛТ, реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.003.П2), звуковой излучатель—капсуль ДЭМШ-1А, выключатель SB2—микропереключатель МП-1 с соответствующими элементами крепления.
Вместо указанных можно применить транзисторы МП26, МП39, МП40 с коэффициентом передачи тока не менее 20, диоды Д7А, Д226 и Д220, Д9Ж, Е, реле любого типа на ток срабатывания не более 30…50 мА и напряжение питания 12 В.
Правильно собранное и подключенное устройство в настройке не нуждается. Все его элементы расположены на печатной плате и помещены в металлический корпус.
Монтаж и взаимное расположение полупроводниковых элементов некритичны. Габариты зависят в основном от типа применяемого реле и звукового излучателя.
Длительная эксплуатация устройства показала его надежность, удобство и необходимость.
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
VT1-VT4
Биполярный транзисторМП25А4
МП26, МП39, МП40VD1
ДиодКД208А1
Д7А, Д226VD2
ДиодД2231
Д9Ж, Д220C1, C2
Конденсатор0.1 мкФ2
МБМC3
Электролитический конденсатор20 мкФ 6В1
К50-6R1, R2
Резистор18 кОм2
0.25 ВтR3
Резистор1 кОм1
0.25 ВтR4
Резистор1.5 кОм1
0.25 ВтR5
Резистор3.3 кОм1
0.25 ВтR6
Резистор750 Ом1
0.25 ВтHL
Лампа12В1
HA
Звуковой излучатель1
ДЭМШ-1АSB2
Микропереключатель1
МП-1Добавить все