Самое простое сторожевое устройство для автомобиля, из описанных в литературе, показано на рис. 1. Схема состоит всего из одного диода, устанавливаемого между генератором напряжения и аккумулятором, а также тумблера SA1.
Рис. 1. Простейшее противоугонное устройство
Устройство включается на охрану тумблером и начинает проявлять себя лишь при попытке завести двигатель — начнет работать клаксон автомобиля, но надежнее, если это будет дополнительно установленный ревун. Перед запуском двигателя владелец должен отключить сторожевой сигнализатор скрытно установленным тумблером.
Диод можно использовать любой на прямой ток не менее 50 А и обратное напряжение не менее 20 В.
Такая схема хотя и привлекательна своей простотой, но обладает рядом недостатков: по характеру появления звука несложно понять место подключения и принцип работы сигнализатора, а при неработающем двигателе спокойно его отключить.
На рис. 2 приведена более совершенная схема, использующая ту же самую идею. Дополнительно установленное реле К1 своими контактами самоблокируется и позволяет зафиксировать во включенном состоянии питание ревуна независимо от дальнейших действий угонщика. В таком состоянии схема будет находиться, пока ее не отключат тумблером SA1 или же не разрядится аккумулятор, что, учитывая его большую емкость и относительно небольшое потребление энергии звуковым сигнализатором (0,2…0,3 А), произойдет нескоро.
Если тумблер SA1 применить с двумя группами переключающих контактов, например типа ТЗ, то свободную группу можно использовать в разрыв цепи замка зажигания, для блокировки запуска двигателя.
Диоды VD2 и VD3 подойдут любые на ток не менее 1 А.
Реле К1 лучше использовать в герметичном исполнении, например типа РЭС48А, паспорт РС4.590.202, или аналогичное, на рабочее напряжение 12 В.
Обеспечить фиксацию срабатывания ревуна можно и без помощи реле, рис. 2. В этом случае используется электронный коммутатор — тиристор VS1. При однократном срабатывании он будет находиться в открытом состоянии, пока не будет разорвана цепь ревуна. В этой схеме нельзя использовать звуковой сигнализатор, имеющийся в автомобиле, из-за того что принцип его работы подобен зуммеру, — колеблющаяся мембрана связана с группой контактов, которые разрывают цепь катушки. Из-за прерывистости тока через катушку гудка тиристор выключается по окончании действия сигнала на управляющем электроде.
Рис. 2. Противоугонное устройство с непрерывной работой ревуна
Рис. 3. Электронный способ фиксации срабатывания сигнализации
Схему можно сделать ещё проще, если воспользоваться в качестве датчика работы электрооборудования автомобиля токовым реле К1, рис. 4. Кроме того, данная схема позволяет подключить дополнительные датчики, срабатывающие на замыкание (F1, F2). Их можно установить на капоте и в багажнике. Появление тока в цепи, где включена обмотка К1, приведет к срабатыванию группы контактов К1.1, которые включат тиристор VS1.
Токовое реле несложно изготовить самостоятельно на основе геркона, рис. 5. Геркон потребуется чуть больше, чем наиболее распространенные КЭМ-1 Его можно достать, например, разобрав герконовое реле из серии РПГ-8. На стеклянный баллон наклеивается бумажный каркас и наматываются в два слоя 20 витков проводом марки ПЭВ с диаметром 1,8…2,5 мм. В зависимости от типа применяемого геркона он будет срабатывать при токе более 1,6…4,6 А (наиболее чувствительны герконы с одной группой нормально разомкнутых контактов). При этом внутреннее сопротивление токового реле очень мало и никакого влияния на работу электрооборудования не оказывает.
Рис. 4. Использование токового реле в схеме сигнализации
Рис. 5. Конструкция токового реле с использованием геркона
Ещё один вариант включения охранного сигнализатора показан на рис. 6. Цепь базы транзистора подключается так, чтобы при замыкании контактов замка зажигания конденсатор С1 начинал заряжаться через диод и резистор R1. Транзистор VT1 открывается, и срабатывает тиристор VS1, включая звуковой сигнализатор.
Рис. 6. Вариант включения сигнализации
Такие противоугонные устройства могут использоваться как отдельно, так и в составе многофункциональной сигнализации. Кроме того, благодаря своей простоте они легко устанавливаются на мотоцикл или любое другое транспортное средство, где нет необходимости (или места) для установки более сложной системы охраны. При этом следует поместить все детали устройства в закрытый корпус из диэлектрического материала, чтобы исключить замыкание цепей на корпус и возникновения пожара.
В качестве общего недостатка приведенных схем можно отменить ограниченное число мест, где может быть установлен тумблер выключения охраны. Это увеличивает вероятность его быстрого обнаружения.
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
К схеме на Рис. 1VD1
ДиодВ501
ГенераторАвтомобильный1
HA1
КлоксонАвтомобильный1
SA1
Тумблер1
GB1
Батарея12В1
К схеме на Рис. 2VD1
ДиодДЛ132-50-41
VD2, VD3
ДиодКД212А2
ГенераторАвтомобильный1
K1
Реле1
SA1
Тумблер1
HA1
КлоксонАвтомобильный1
GB1
Батарея12 В1
К схеме на Рис. 3VS1
ТиристорТ122-10-41
VD1
ДиодДЛ132-50-41
VD2
ДиодКД212А1
ГенераторАвтомобильный1
HA1
КлоксонАвтомобильный1
SA1
Тумблер1
GB1
Батарея12В1
К схеме на Рис. 4VT1
Биполярный транзисторКТ3107И1
VS1
ТиристорТ122-10-41
VD1
ДиодКД212А1
R1
Резистор1 кОм1
R2
Резистор3 кОм1
R3
Резистор200 Ом1
F1, F2
Датчик на замыкание2
ГенераторАвтомобильный1
HA1
КлоксонАвтомобильный1
SA1
Тумблер1
GB1
Батарея12В1
K1
РелеТоковое1
Рекомендации по изготовлению в статье.К схеме на Рис. 6VT1
Биполярный транзисторКТ829А1
VS1
ТиристорТ122-10-41
VD1
ДиодКД212А1
С1
Электролитический конденсатор20 мкФ 16В1
R1
Резистор1 МОм1
R2
Резистор1 кОм1
HA1
КлоксонАвтомобильный1
Добавить все