Принципиальная схема устройства изображена на рисунке. Приставка состоит из таймера DA1, выключателя задержки на транзисторах VT1, VT2, транзисторного ключа VT3, VT4 и автогенератора на элементах DD1.1 —DD1.3.
После включения питания транзистор VT2 будет закрыт. Режим транзистора VT1 выбран так, что при закрытом транзисторе VT2 он открыт.
Если контакты SF1 прерывателя замкнуты, то на выводах 2 и 6 таймера DA1 напряжение близко к нулю, а на выводе 3 — сигнал, соответствующий высокому уровню. Под действием этого сигнала транзистор VT3 открыт, т. е. состояние транзисторного ключа эквивалентно для блока зажигания замкнутым контактам прерывателя. В первый момент после размыкания контактов на выводе 2 таймера DA1 будет сигнал 1, а на выводе 6—сигнал 0, поскольку конденсатор С2 разряжен. Потому на выводе 3 таймера сигнал высокого уровня также сохранится, но до тех пор, пока увеличивающееся напряжение на выводе 6 не сравняется с напряжением на выводе 5. С этого момента на выводе 3 таймера установится сигнал низкого уровня и транзисторный ключ закроется.
Таким образом, изменяя сопротивление времязадающей цепи R2C2, можно регулировать задержку момента закрывания транзисторного ключа относительно момента размыкания контактов прерывателя. При указанных на схеме типономиналах зона регулирования задержки находится в районе 0,03…0,8 мс.
С увеличением частоты вращения вала двигателя увеличивается и частота срабатываний прерывателя. Выходной сигнал таймера, повторяющий эту частоту, пройдя через выпрямительное устройство (VD1, VD2), заряжает конденсатор СЗ. При определенной частоте напряжение на конденсаторе СЗ будет достаточным для срабатывания выключателя задержки. Транзистор VT2 открывается и остается открытым, a VT1 — закрывается и отключает конденсатор С2 от общего провода. Времязада-ющая цепь разрывается. В этом случае работа транзисторного ключа синхронна работе контактов прерывателя.
Резистор R7 позволяет изменять в районе 80…160 Гц частотный порог отключения задержки. При переходе на бензин с октановым числом, меньшим рекомендуемого, время задержки необходимо увеличить. Частота вращения коленчатого вала двигателя, при которой не ощущается детонация, определена опытным путем и равна примерно 3000 мин—1, что соответствует частоте срабатываний прерывателя 100 Гц.
Автогенератор DD1.1—DD1.3 совместно с электронной системой зажигания создает в свечах многоискровой режим, который облегчает запуск холодного двигателя. При нажатии на кнопку SB1 (лишь при запуске) система зажигания формирует вместо одиночной искры серию искр, следующих с частотой около 50 Гц (при —10° С).
В устройстве использованы постоянные резисторы МЛТ, переменные СПЗ-4, конденсатор С2 — К73-9. Транзисторы КТ3102Б могут быть заменены на другие кремниевые соответствующей структуры с коэффициентом усиления по току не менее 70, а КТ815А — на КТ817А—КТ817В. Вместо микросхемы К155ЛАЗ можно использовать К155ЛА4.
При изготовлении приставки следует уделить особое внимание надежности контактных соединений, качеству пайки и защите от воздействия внешней среды.
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
DA1
МикросхемаКР1006ВИ11
DD1
Логическая ИСК155ЛА31
VT1, VT2
Биполярный транзисторКТ3102Б2
VT3, VT4
Биполярный транзисторКТ815А2
VD1, VD2
ДиодКД522А2
VD3
СтабилитронКС147А1
С1
Электролитический конденсатор47 мкФ 20 В1
С2
Конденсатор0.068 мкФ1
С3
Электролитический конденсатор100 мкФ 6.3 В1
С4, С5
Конденсатор1 мкФ2
С6
Электролитический конденсатор10 мкФ 10 В1
R1
Резистор150 Ом1
2 ВтR2
Переменный резистор15 кОм1
R3
Резистор10 кОм1
R4
Резистор200 Ом1
R5, R9
Резистор1 кОм2
R6
Резистор4.7 кОм1
R7
Переменный резистор10 кОм1
R8
Резистор2 кОм1
R10, R11
Резистор240 Ом2
R10 0.5 ВтR12
Резистор330 Ом1
R13
Резистор680 Ом1
R14
Резистор130 Ом1
1 ВтSA1
Выключатель1
SB1
Кнопка1
SF1
Прерыватель1
Находится в трамблере
Разьем для подключения к блоку электронного зажигания1
Добавить все