С помощью этого устройства можно демонстрировать связь между звучанием основных нот первой октавы и нотным знаком, что позволяет учащимся быстрее запомнить их. Можно предложить несколько конструкций таких приборов.
Прибор со световым табло. В качестве источника звуковых колебаний можно применить описанный выше электронный камертон, а световое табло нужно сделать дополнительно.
Табло выполняется в виде плоского прямоугольного ящика по размерам, показанным на рис. 22, а. Лицевая панель делается из молочного (матового) органического стекла или простого стекла, закрытого изнутри тонкой белой бумагой. На лицевой панели рисуется нотная линейка с обозначением нотных знаков и скрипичного ключа. Напротив кружочков внутри ящика монтируются патрончики с лампочками низкого напряжения Л1— Л8 (2,5; 3,5 или 6,3 в). На каждую лампочку нужно надеть трубочку, диаметр которой на несколько миллиметров меньше диаметра кружочка нотного знака, для того чтобы световое пятно не получилось размытым. Укрепить лампочки можно или на задней стенке, или на деревянной планке.
Конструкция камертона несколько изменяется. На лицевой панели корпуса камертона взамен регулируемого резистора R2, который исключается из схемы, устанавливается переключатель П1 в точках а — б (см. схему рис. 21 и 22, б). Он должен иметь две платы — одна служит для переключения резисторов R4 — R11 (они подбираются в соответствии с фиксированными положениями потенциометра R2). Вторая плата переключателя служит для переключения лампочек Л1— Л8 светового табло. Батарея Б2 нужна для питания лампочек. Для увеличения громкости выход камертона можно подключить к одно- , 2-хкаскадному усилителю, нагруженному электродинамическим громкоговорителем. Этот громкоговоритель можно смонтировать на панели светового табло.
Рис. 22. Прибор для обучения нотной грамоте
Прибор с кнопками. В этой конструкции лицевая панель табло делается не из стекла, а из пластика или фанеры. На нотной линейке, внутри кружочков, обозначающих ноты, монтируются кнопки.
Лампочки Л1 — Л8 (см. рис. 22, в) монтируются в нижней части табло, напротив квадратных ячеек. На стеклах, закрывающих ячейки изнутри, пишутся названия нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», «до». Учитель или ученик подходят к табло, показывают нотный знак указкой и концом указки нажимают соответствующую кнопку. Каждая кнопка тройная — при ее нажатии к ячейке а — б и в — г подключается один из резисторов R4—R11 одна из лампочек Л1 — Л8 и включается кнопка Кн питания генератора.
Для того чтобы не соединять генератор многожильным шлангом с табло, рационально весь генератор и источник питания Б1 и Б2 смонтировать внутри корпуса табло.