Можно ли, например, процесс обучения письму сделать занимательным для первоклассников? Да! Если воспользоваться прибором, который показан на рис. 14, а. Хотите знать, как он работает? Пожалуйста.
Устройство прибора. На металлической пластинке-планшете краской наносят изображения обычных школьных прописей. Ученик берет «авторучку» и старается обвести написанные на планшете буквы. Задача заключается в том, чтобы избежать отклонения «пера» от начертания букв. При отклонении раздается звуковой сигнал низкого тона, слышимый в подключаемых к прибору радиотелефонах или громкоговорителе, и зажигается лампочка, дающая сигнал учителю.
Прибор собирается в пластмассовом или деревянном корпусе в виде наклонной или плоской коробки. Верхняя крышка корпуса (планшет) вырезается из листа металла — алюминия, латуни или железа. В свою очередь, в верхней части планшета вырезается отверстие для небольшой пластмассовой или текстолитовой панели.
На этой панели монтируются гнезда для подключения радиотелефонов, выводятся ручки регулируемых резисторов R1 и R2, выключатель Вк и контрольная лампочка Л1 низкого напряжения для подачи сигнала учителю. Здесь же устанавливается клемма или гнездо Гн1 для подключения провода, идущего к перу (шариковой авторучке или заменяющему ее металлическому стержню), и четыре штифта для наложения съемных матриц с прописями. Внутри корпуса монтируются звуковой генератор и источник электропитания — батарейка Б.
Электрическая схема прибора показана на рис. 14, б. На схеме прибор питается от батареи типа КБС. Но при добавлении выпрямителя возможно питание от сети переменного тока.
На планшет накладываются металлические листы — матрицы (латунь, алюминий), на которых токонепроводящей краской (лак, нитролак) наносят тексты школьных прописей. Таких матриц можно сделать несколько с различными текстами прописей, и несколько раз менять их во время проведения занятий. Листы матриц устанавливают; при помощи штифтов, для чего в листах по углам делают отверстия. Минус источника тока (батареи Б) подводится к клемме, к которой присоединяется провод, идущий к металлическому перу. Это перо через металлический лист матрицы, соединенной со звуковым генератором, образует сигнальную цепь, работающую на головные телефоны и сигнальную лампочку Л1.
Рис. 14. Прибор для начального обучения письму
Работа прибора. Ученик приобретает навык письма путем обвода прописи металлическим пером. При правильном обведении текста, написанного на матрице, сигнальная цепь разорвана и ученик не слышит сигнала, а лампочка выключена. Если же рука сбивается — металлическое перо, соединенное с источником питания звукового генератора, включает сигнальную цепь. Ученик слышит в головных телефонах сигнал звуковой частоты, тональность и громкость которого можно изменять потенциометрами R1 и R2. Таким образом достигается контроль правильности обвода прописи.
Если преподаватель желает одновременно получать информацию от всего класса, то по панели монтируется ещё одна пара гнезд Гн2. Эти гнезда подключаются параллельно лампочке Л1. Провода, идущие от этих гнезд, подводятся к лампочкам, монтируемым на общем сигнальном пульте на столе преподавателя.
Этот метод позволяет учащимся быстрее приобрести навыки в письме, а педагогам прибор позволяет определить, как быстро учащиеся овладевают процессом письма, с какими трудностями они встречаются и найти новые методические приемы обучения.