Конструктивно этот прибор напоминает устройство для начального обучения письму. Слепые лишены возможности выполнять движения под контролем зрения, поэтому сигнальная цепь выполняется иначе. Лампочка из сигнальной цепи исключается. Металлическое перо соединено проводом со звуковым генератором и через металлическую матрицу образует сигнальную цепь, включающую громкоговоритель Гр или изменяющую тональность генератора.
В первом случае металлический планшет и щуп подключаются к генератору при левом положении переключателя П1, во втором случае — при правом положении переключателя П1.
Рис. 15. Прибор для обучения слепых письму и начертанию геометрических фигур
Разберем работу при первом положении переключателя. При правильном обведении текста или нанесенного на матрицу рисунка, или изображения геометрической фигуры обучаемый все время слышит через громкоговоритель (или головные телефоны) сигнал звуковой частоты, тональность которого он может изменять потенциометром R1. Если же обведение (т. е. письмо) неправильно, перо не касается металла матрицы, и звук в телефонах исчезает. В этом же случае при левом положении переключателя возрастает частота звукового сигнала и несколько увеличивается его интенсивность.