Принципиальные отличия ламповых УЗЧ (особенно мощных) от аналогичных транзисторных влекут за собой и заметные различия в требованиях, предъявляемых к их конструкции. Перечислим эти отличия:
1. Входные цепи всех каскадов лампового усилителя имеют на порядок большее сопротивление открытого входа, чем аналогичные транзисторные, а следовательно, так же на порядок больше подвержены воздействию внешних электрических полей (наводок).
2. В ламповых УЗЧ все без исключения лампы, в том числе и самые маломощные, в процессе работы непрерывно излучают тепло. Что касается мощных оконечных ламп, работающих в режиме класса А, то температура их стеклянных баллонов может достигать 90…100°С, а выделяемое тепло, если его постоянно не отводить, создает внутри футляра усилителя среду, неприемлемую для некоторых других деталей (например, конденсаторов фильтра выпрямителя).
3. Все ламповые УЗЧ имеют трансформаторный выход на акустическую систему, а поскольку полезная выходная мощность, как правило, превышает 20 Вт, доходя иногда до 100 Вт, выходные трансформаторы становятся источниками значительных магнитных полей в широком диапазоне звуковых частот. Это создает существенные магнитные наводки практически на все участки схемы и, как следствие, непредсказуемые положительные и отрицательные, но всегда паразитные обратные связи, делающие работу усилителя неустойчивой.
4. Особую неприятность в ламповых усилителях доставляют цепи питания накалов ламп, что в транзисторных усилителях исключено априорно. При этом источником дополнительного фона и наводок служат как сами лампы, так и соединительные провода накальных цепей, по которым течет ток, доходящий нередко до 10 А, вследствие чего вокруг этих проводов возникают поля с частотой 50 Гц, также являющиеся причиной существенных наводок.
Даже перечисленного достаточно для того, чтобы понять, что конструкция мощного лампового УЗЧ должна коренным образом отличаться от конструкций транзисторных усилителей. Основополагающими принципами при определении конструкции и компоновке узлов лампового УЗЧ должны быть:
1. Тщательнейшее экранирование всех цепей и узлов, как подверженных наводкам, так и создающих эти наводки. При этом технология экранирования имеет свою специфику, которой мы уделим дальше самое серьезное внимание.
2. Рациональное взаимное расположение узлов и ламп (особенно мощных), а также продуманная система конвекционного охлаждения либо принудительной вентиляции, обеспечивающие разумно приемлемый температурный режим внутри футляра усилителя.
3. Специальные схемные решения, сводящие к минимуму паразитные электрические и магнитные наводки (настройка в резонанс дросселей фильтров выпрямителей, питание накалов ламп постоянным током и ряд других).
4. Непривычное для радиолюбителей размещение силовых трансформаторов под определенным, экспериментально подобранным углом, обеспечивающее минимальное воздействие его магнитных полей на выходные трансформаторы.
Помимо этих забот у создателя современного лампового усилителя будет возникать и много иных, не менее важных. Например, как расположить блок питания и выходные каскады с их неотъемлемыми громоздкими выходными трансформаторами так, чтобы центр тяжести усилителя совпал с геометрическим центром конструкции. Или как расположить органы оперативного управления, чтобы, с одной стороны, ими было удобно пользоваться, а с другой, чтобы соединительные провода между ними и входными лампами были наикратчайшими. И таких проблем возникает немало. В дальнейшем при описании конкретных конструкций мы будем по возможности всесторонне рассматривать и решать эти проблемы.
Теперь о дизайне. Так уж сложилось, что абсолютно все фирмы, производящие современные ламповые усилители, как будто сговорившись (а может, так оно и было?), отказались от современных стилей оформления, а заодно и от современных конструкционных материалов. Все известные автору современные УЗЧ оформлены в стиле 50-х годов по американскому образцу, т.е. имеют приборный стиль. Чаще всего это прямоугольный металлический ящик, иногда с двумя боковыми деревянными стенками, выкрашенный в черный или темно-коричневый цвет (а в некоторых моделях — даже темно- серой молотковой эмалью). Пропорции футляра самые разнообраз -ные: с наибольшей передней стенкой; с глубиной, превышающей ширину и высоту, с отношением ширины к глубине и высоте как 5:4:2.
Все органы управления, кроме сетевого предохранителя, выведены в один ряд на переднюю панель. Выключатель сети выполнен в виде обычного приборного тумблера. Ручки управления громкостью и тембром — простейшей цилиндрической формы, черного цвета с «накаткой» и винтовым креплением.
Верхняя металлическая крышка, задняя стенка и днище футляра имеют многочисленную перфорацию или удлиненные вентиляционные прорези над оконечными лампами, кенотронами и силовым трансформатором.
Создается впечатление, что западные конструкторы и дизайнеры поставили перед собой цель подчеркнуть, что современный ламповый усилитель благодаря своему совершенству ближе к специальной прецизионной аппаратуре, чем к обычной бытовой радиоаппаратуре, которая рядом с таким усилителем должна выглядеть как ширпотреб.
Мы не ставим подобной задачи, но тем не менее будем придерживаться максимальной простоты в оформлении и эргономичности наших конструкций, поскольку они рассчитаны на индивидуального пользователя, не боятся конкуренции со стороны других фирм и не нуждаются в рекламных внешних эффектах.
Впрочем, это вовсе не исключает того, что каждый, кто будет строить предлагаемые усилители, сможет оформить их в своем вкусе, применяя самые современные материалы, но только не в ущерб основным требованиям, и в первую очередь — обеспечению надлежащего температурного режима.
Методика регулировки и измерения параметров
Несмотря на то что эта книга рассчитана на опытных, квалифицированных радиолюбителей, имеющих достаточную практику в регулировке и налаживании разнообразных конструкций, автор позволит себе высказать несколько соображений, появившихся у него за сорокалетний опыт работы.
Итак, сначала о терминах. Что такое проверка, регулировка, настройка, налаживание, запуск, оживление, измерения, испытания? Вы можете четко определить эти понятия и сказать, чем они различаются? Думаю, нет. В таком случае давайте начнем с проверки.
Любой (подчеркиваем — любой) только что собранный аппарат, будь то промышленный телевизор или любительский магнитофон, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя включать в сеть в надежде, что он сразу заработает. И не потому, что он, скорее всего, не заработает, а потому, что после включения вы можете не успеть моргнуть глазом, как лишитесь этого глаза навсегда. Это может произойти в том случае, если поставленный вами без предварительной проверки конденсатор фильтра выпрямителя окажется пробитым или с недопустимой утечкой и взорвется именно в тот момент, когда вы наклонитесь над шасси.
Теперь вопросы: что проверять, как проверять, чем и в какой последовательности? Здесь ничего нового и оригинального придумать нельзя, поскольку этот процесс давно досконально отработан. Первое незыблемое правило: на поиски одного неисправного резистора или конденсатора в собранной конструкции уходит в 10…20 раз больше времени, чем на тщательную предварительную проверку всех используемых деталей вместе взятых. Из этого правила, в свою очередь, следует закон: в процессе монтажа усилителя на столе рядом с паяльником должны находиться тестер или щупы от лампового многошкального омметра и каждую деталь, прежде чем ее припаять или вставить в печатную плату, надо проверить прибором на отсутствие обрыва, короткого замыкания, утечки и на соответствие указанному номиналу. При достаточном навыке на проверку резистора и обычного конденсатора уходит не более 20…30 с, а конденсатора фильтра и потенциометра — 1,5…2 мин. Но, повторяем, эти затраченные секунды и минуты с лихвой окупятся при налаживании усилителя.
Итак, все детали в процессе монтажа нами проверены, бракованные заведомо исключены. Теперь на очереди проверка цепей. В производственных условиях для этой цели на каждое изделие разработаны специальные «карты сопротивлений», на которых для ряда ключевых точек схемы указаны значения сопротивления этих точек как относительно шасси, так и относительно «горячего» провода источника питания (это может быть и плюс и минус).
В любительской практике составление такой карты не имеет смысла, поскольку изделие почти всегда создастся в единственном экземпляре, однако саму проверку на реальные значения сопротивлений осуществить можно и нужно. Начинать ее следует в первую очередь с тех цепей, которые совершенно однозначно не должны быть заземлены и замкнуты между собой.
ВНИМАНИЕ! До начала проверки все без исключения потенциометры, как оперативные, так и установочные (режимные), должны быть установлены в среднее положение.
К таким незаземляемым точкам схемы прежде всего относятся «горячие» выводы всех выпрямителей (плюсы или минусы), аноды, экранирующие и управляющие сетки всех ламп, плюсовые (или минусовые) выводы всех оксидных конденсаторов и другие аналогичные точки и цепи, которые не должны заземляться. Вслед за этим проверяются все точки схемы, которые, напротив, должны быть заземлены либо соединены напрямую с «горячими» точками источников питания. Опытный радиолюбитель хорошо знает все эти точки и цепи (к примеру, это защитные крышки всех оперативных потенциометров, которых нет ни на одной принципиальной схеме). Закончив все операции проверки цепей и устранив выявленные дефекты и ошибки, можно перейти к следующей операции — запуску усилителя.
Напоминаем, что включать усилитель в сеть первый раз можно только при вынутых лампах (за исключением кенотрона). Если у радиолюбителя есть регулируемый автотрансформатор или переходной трансформатор с 220 на 127 В, настоятельно рекомендуем первое включение осуществлять при пониженном (половинном) напряжении сети. До того как нажать кнопку или тумблер включения сети, еще раз убедитесь, что в гнезде предохранителя установлен действительно предохранитель на 0,5 или 1 А, а не 20-амперный жучок или гвоздь. Кроме того, не забудьте подключить к первому конденсатору фильтра вольтметр постоянного тока с соответствующим пределом (250, 350 или 500 В) и с момента включения внимательно следите за показанием стрелки.
Если через 20…30 с (время прогрева накала кенотрона) напряжение в этой точке не появится, немедленно выключите усилитель, после чего найдите и устраните причину.
Если напряжение появилось (а оно равно приблизительно половине номинального, указанного на схеме), полезно проверить вольтметром наличие напряжений питания на всех электродах всех ламп. При отсутствии в панельках самих ламп эти напряжения, как правило, либо равны, либо очень близки к напряжению на выходе фильтра выпрямителя, поскольку отсутствует потребление тока и, как следствие, — падение напряжения на резисторах нагрузки.
Убедившись в отсутствии замыканий в схеме и наличии постоянных напряжений на всех электродах ламп (где оно должно быть), выключите усилитель и подготовьте его к включению на полное напряжение сети.
Предостережение. Поскольку следующее включение также производится при всех вынутых лампах (кроме кенотрона) и, следовательно, отсутствии потребления, в отдельных точках схемы напряжение питания может превысить допустимое и привести к выходу из строя некоторых деталей. Поясним сказанное рис. 4. Здесь питание двух первых ламп осуществляется через четыре последовательных звена фильтров, напряжение на каждом из которых уменьшается (при наличии нагрузки) и соответствует значениям, указанным на схеме. В точке А, например, на оксидном конденсаторе при нормальной работе усилителя должно быть напряжение +180 В. Но если на этом месте установлен конденсатор с рабочим напряжением 200 В (что вполне допустимо), то при включении усилителя без ламп на нем может оказаться полное напряжение холостого хода выпрямителя (скажем, 260 В) и конденсатор будет пробит. Чтобы предотвратить такую возможность, подобные цепи следует временно отключить от выпрямителя или нагрузить эквивалентными резистивными нагрузками.
Теперь включим усилитель (без ламп и с учетом данных рекомендаций) на номинальное напряжение сети (220 В) со вставленными кенотронами и оставим его включенным на 10…15 мин под постоянным наблюдением, чтобы убедиться в отсутствии посторонних запахов, выделений тепла, нагрева любых проводов и тем более следов дыма. Если и на этот раз все будет в порядке, можно приступать к следующему этапу.
В принципе совершенно безразлично, в какой последовательности осуществлять этот процесс, но почему-то традиционно принято начинать его с оконечного каскада. Поступим так и мы. Поскольку все оконечные каскады у нас двухтактные, начнем с одного из плеч (безразлично какого).
Прежде всего посмотрите, что находится в цепи катода этой лампы: если переменный регулировочный резистор, то обязательно установите его в положение максимального сопротивления и проверьте с помощью тестера, что это действительно так. Провод, идущий к анодному выводу на ламповой панельке, отпаяйте и в образовавшийся разрыв включите миллиамперметр постоянного тока со шкалой не менее 100 и не более 250 мА (минусом к аноду, плюсом к трансформатору).
Теперь можно вставить одну оконечную лампу, все кенотроны (если их несколько) и включить усилитель. При этом следует наблюдать за появлением накала оконечной лампы, и если его нет несколько секунд, надо немедленно выключить усилитель во избежание разрушения катода. Причиной отсутствия накала может быть неверная распайка накальных проводов на панельке или на силовом трансформаторе либо неисправность лампы. Если накал есть, наблюдайте за показанием прибора.
Предупреждение. Если в схеме выпрямителя предусмотрена цепь задержки включения анодного питания, то анодный ток возникнет через установленное время срабатывания реле «скачком». Если такой цепи нет, ток будет возрастать плавно по мере прогрева как самой лампы, так и кенотронов.
Когда ток перестанет возрастать и установится на определенном значении, проверьте по табл. 1 максимально допустимое значение анодного тока для этого типа лампы. Уменьшением сопротивления резистора в катоде лампы установите значение тока, равное половине максимально допустимого. Если оконечная лампа триод, то на этом предварительную установку режима можно считать законченной. Если же в оконечном каскаде используется пентод или лучевой тетрод, то после установки номинального анодного тока следует убедиться, что ток экранирующей сетки и рассеиваемая на ней мощность не выходят за пределы, указанные в той же таблице (P-g2 = I-g2 x U-g2).
Покончив с установкой статического режима одной оконечной лампы, проделайте то же с другой и в случае отсутствия осложнений переходите к установке режима фазоинвертора. Здесь очень важно сначала установить регулировочный потенциометр в цепи сетки правого триода в положение минимума (сетка заземлена) и только после этого вставить в панельку лампу.
Если напряжения на анодах и катодах обоих триодов после прогрева лампы будут соответствовать указанным на схеме (в пределах 10%-ного отклонения), можно предварительную статическую регулировку одного из стереоканалов считать законченной и приступить к аналогичной проверке и регулировке второго стереоканала. Если же режимы заметно отличаются от указанных на схеме, следует прежде всего попробовать другую лампу, а если это не поможет замерить прибором анодный ток и еще раз проверить номиналы резисторов в анодной и катодной цепях (особенно если это не было сделано до начала монтажа).
Когда, наконец, напряжения и токи всех ламп в режиме покоя будут соответствовать рекомендованным, можно приступать к наиболее сложной и ответственной части работы — установке динамического режима. Динамическую (при наличии полезного сигнала) регулировку УЗЧ в отличие от статической целесообразнее вести покаскадно от входа к выходу и начинать с входного каскада. Однако в нашем случае мы пока что рассматриваем не весь усилитель, а только его оконечный блок, начинающийся первым из двух триодов фазоинвертора.
Перед тем как подать на сетку этого триода полезный сигнал, надо привести в боеготовность измерительную аппаратуру. Это, прежде всего, звуковой генератор с диапазоном частот не уже 20 Гц…20 кГц и собственным клирфактором менее 1%, во-вторых, ламповый или транзисторный милливольтметр с широким диапазоном пределов измерения (например, ЛВ-9 или МВЛ), обязательно — осциллограф и желательно — измеритель нелинейных искажений или анализатор гармоник.
Учитывая, что у большинства радиолюбителей не окажется измерителя нелинейных искажений (а без него бессмысленно говорить о действительно высоком качестве усилителя), предлагаем воспользоваться другим, хотя и более трудоемким, но все же достаточно достоверным способом оценки нелинейных искажений. Способ этот графоаналитический и заключается в следующем.
Перед началом динамической регулировки каскада нужно подготовить бланк для построения графической зависимости выходного напряжения каскада от уровня сигнала на сетке в координатах X-Uвх[MB]; Y-Uвых[MB].
Для этого лучше всего использовать лист тетради «в клеточку», что обеспечит достаточную точность построенного графика. Еще лучше воспользоваться миллиметровой бумагой.
Процесс построения графика сводится к дискретному изменению напряжения с частотой 1000 Гц от звукового генератора на сетке лампы (например, через 5 или 10 мВ) и точному измерению соответствующих значений сигнала на выходе каскада. Эти значения нужно наносить на график остро отточенным карандашом, чтобы диаметр точки был минимальным.
При отсутствии нелинейных искажений график зависимости представляет собой прямую, исходящую из начала координат и наклоненную к оси Х под углом, характеризующим коэффициент усиления каскада.
Если рабочая точка лампы (смещение на ее сетке) выбрана оптимально, прямая будет практически абсолютно линейна до определенного уровня выходного напряжения, после чего ее наклон начнет плавно уменьшаться, в пределе стремясь к горизонтальной линии.
Построив такой график, нужно взять абсолютно ровную, желательно стальную линейку и приложить ее слева направо вдоль отмеченных точек графика, начиная от нуля. В том месте, где наметится самое ничтожное отклонение точек вправо от линейки, нужно поставить метку-точку и опустить из нее перпендикуляр на ось X. Место пересечения этого перпендикуляра с осью Х определит предельный уровень входного сигнала, при котором нелинейные искажения уже недопустимы. Уровень допустимых искажений будет определяться предельным размахом входного сигнала на 10…15% меньше этого значения.
Определив этот размах, сравните его с напряжением смещения лампы в режиме покоя. При любых обстоятельствах размах сигнала Должен быть меньше напряжения смещения. Одновременно, пользуясь построенным графиком, можно определить реальное значение Усиления каскада, разделив любое из значений выходного напряжения (в пределах линейной части характеристики) на соответствующее входное напряжение. Сравните его с паспортным значением для данной лампы (см. табл. 1). Обычно реальное усиление каскада составляет около 50…70% указанного в таблице.
Если линейная часть характеристики оказалась слишком маленькой, то это, скорее всего, говорит о неверно выбранной рабочей точке лампы. В этом случае придется снять несколько динамических характеристик при различных значениях резистора автоматического смещения и выбрать тот режим, которому соответствует наибольшая длина линейной части характеристики. Напоминаем, что эту операцию можно проделывать лишь при наличии твердой уверенности в исправности самой лампы. В противном случае следует начинать с проверки лампы или замены ее на другую.
Закончив динамическую регулировку одного каскада, аналогичным образом осуществляют регулировку всех остальных каскадов, включая оконечный, если он также собран на триоде.
Для оконечного каскада, выполненного на пентоде или лучевом тетроде по ультралинейной схеме, регулировку и измерение производят несколько раз для различных вариантов подключения экранирующей сетки к отводам первичной обмотки выходного трансформатора и обязательно при подключенном ко вторичной обмотке эквиваленте нагрузки (проволочный резистор 4…8 Ом мощностью не менее 30 Вт). Это относится и к оконечному каскаду на триодах. Учтите, что он может нагреться до температуры свыше 100°С.
Из нескольких вариантов подключения экранирующей сетки выбирают тот, которому соответствует наиболее линейная динамическая характеристика. Обязательно к такому же отводу следует подключить экранирующую сетку и в другом плече пушпулла.
Осуществив динамическую регулировку всех каскадов поочередно, можно приступать к динамической регулировке всего усилителя в целом. Напомним, что ее необходимо производить на частоте 1000 Гц при установке всех оперативных регуляторов (громкость, тембр, баланс) в среднее положение.
И еще чуть-чуть из теории. Слово «усилитель» отражает основную сущность его назначения — усиливать электрический сигнал. Однако УЗЧ — это не просто усилитель, а устройство, предназначенное для совершенно конкретной и весьма узкой цели — превращать слабые изменения электрического тока в мощные механические колебания диффузоров громкоговорителей. Таким образом, УЗЧ — это всего лишь промежуточное звено между чисто электрическим источником переменного тока и электроакустическим преобразователем.
Ни источник сигнала, ни электроакустический преобразователь нам не подвластны: их характеристики заданы заранее и не могут быть изменены. Мы, например, не можем по своему желанию установить входную чувствительность усилителя равной 10 мВ или, напротив, 10 В, потому что все источники низкочастотного сигнала (кроме микрофона) в соответствии с существующими стандартами имеют выходное напряжение в пределах 50…250 мВ.
Точно так же заранее определены и параметры выходного сигнала нашего УЗЧ. Если он предназначен для работы с 20-ваттной акустической системой, имеющей полное сопротивление 4 Ом, то на выходе усилителя номинальное напряжение сигнала должно составлять
U = SQRT(PR) = SQRT(20x 4) = 9В, обеспечивая при этом напряжении Iнагр=U/R=9/4=2,25A.
Итак, напряжение на входе 100…150 мВ при внутреннем сопротивлении источника порядка сотен килоом и напряжение на выходе 9 В при токе до 2,5 А. От этого никуда не деться. А вот между этими границами нам предоставляется свобода. Впрочем, не такая уж и полная. Чтобы обеспечить параметры выходного сигнала, используется мощность, отдаваемая лампами оконечного каскада. А они, в свою очередь, требуют для этого на своих сетках вполне определенного напряжения раскачки, определяемого исключительно конструкцией оконечной лампы. Значение этого напряжения можно узнать из справочника.
И еще. Мы хотим иметь хорошую, глубокую регулировку тембра, скажем, с размахом ±14 дБ (т.е. в 25 раз по напряжению). Значит, именно во столько раз будет потерян уровень полезного сигнала, и его придется компенсировать предварительным усилением. А еще мы потеряем на отрицательной обратной связи. А еще — на тонкомпенсации. А еще… и т. д. В результате набегает довольно большая потеря сигнала, скомпенсировать которую можно только предварительным усилением.
Зная эту величину, выбирают соответствующие типы ламп и число каскадов для предварительного усиления. И вот здесь нам никто не указ, поскольку эту задачу можно решить множеством способов. Впрочем, достаточно теории. Вернемся к динамической регулировке всего сквозного канала УЗЧ от входных гнезд до разъема подключения динамиков.
Итак, мы уже поняли, что на входе усилителя будет сигнал с уровнем 100…150 мВ. Значит, и от звукового генератора нам следует получить этот сигнал (на частоте 1000 Гц — не забыли?) и подвести его к входному разъему одного из стереоканалов. Разумеется, в качестве соединителя следует использовать только стандартный экранированный шланг от прибора. Регулятор громкости нужно установить в положение максимальной передачи (до упора по часовой стрелке), а коммутатор каналов, если он есть в усилителе, установить в нужное положение.
Ламповым милливольтметром проверьте наличие сигнала непосредственно на сетке первой лампы, подключите осциллограф прямо к аноду этой лампы (если у осциллографа незащищенный вход — то через конденсатор 0,1 мкф на напряжение не менее 250 В) и включайте усилитель.
После прогрева лампы проверьте отсутствие малейших искажений синусоиды на осциллографе. Если искажения явно наблюдаются, сравните реальное напряжение раскачки на сетке с тем максимально допустимым уровнем сигнала, который вы определили для этой лампы по снятой характеристике при динамической регулировке каскада. Если уровень подаваемого сигнала окажется больше допустимого (что маловероятно), придется на самом входе усилителя (прямо на входных гнездах) установить элементарный делитель из двух резисторов, общее сопротивление которых должно находиться в пределах 0,5…1 МОм. Если же искажений на осциллографе не наблюдается (что нормально), начинайте плавно увеличивать сигнал от звукового генератора до появления видимых искажений на экране осциллографа, после чего замерьте соответствующий уровень выходного сигнала генератора. Он должен быть никак не меньше 500 мВ (лучше, если он будет ближе к 1000 мВ).
Отрегулировав первый каскад, снова установите на выходе генератора 100…150 мВ и перенесите щуп осциллографа на анод лампы второго каскада. Его регулировка и измерение уровня сигналов, за единственным исключением, ничем не отличаются от описанных. Оно состоит в том, что обычно на катод лампы подается напряжение отрицательной обратной связи со вторичной обмотки выходного трансформатора. Для установки глубины обратной связи имеется специальный установочный потенциометр, который сначала надо установить в положение нулевого уровня (движок заземлен).
Установка этого потенциометра в нужное положение производится в последнюю очередь, когда уже будут выполнены абсолютно все остальные регулировки. Этим окончательно устанавливается чувствительность с входа.
Регулировка динамического режима фазоинвертора в принципе также ничем не отличается от описанной, кроме последовательности. Вначале регулируется первый (прямой) триод, а затем с помощью движка потенциометра в цепи сетки второго (инверсного) триода устанавливается на аноде второго триода абсолютно такой же сигнал, что и на аноде первого триода. Расхождение сигналов на обоих анодах не должно превышать 0,5, максимум 1%. Чтобы добиться такого результата, положение регулировочного потенциометра придется уточнять несколько раз.
Принцип регулировки оконечного каскада уже был подробно рассмотрен ранее. Нам остается только проследить за тем, чтобы при уровне сигнала на входе УЗЧ, равном 100…150 мВ, напряжение на сетках ламп оконечного каскада было таким, какое требуется для получения максимальной неискаженной выходной мощности. Не больше, но и не меньше. Требуемое напряжение устанавливается с помощью специально предусмотренных регулировочных резисторов, включенных между выходом драйверного и входом оконечного каскадов.
Такова методика регулировки высококачественного УЗЧ. Впрочем, она одинаково применима к регулировке и налаживанию практически любой радиоаппаратуры.
Более детально и подробно эти вопросы освещаются в разделах, посвященных регулировке конкретных усилителей, описанных в этой книге.
Высококачественные ламповые УЗЧ