В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен способ восстановления таких батарей при заряде их «ассимметричным» током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не лишь восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.
Рис. 1. Электрическая схема зарядного устройства
На рис. 1 приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.
Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.
Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), потому что амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.
Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22…25 В.
Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0…5 А (0…3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.
В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000…18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, потому что он другой проводимости (см. рис. 2). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.
Рис.2
Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.
Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
Приведенные схемы пускового и зарядного устройств можно легко объединить (при этом не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции), для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать ещё одну обмотку примерно 25…30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8…2,0 мм.
Эта обмотка используется для питания схемы зарядного устройства.
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
Схема № 1VT1
Биполярный транзисторКТ827А1
VD3
СтабилитронД814А1
VD1, VD2
ДиодКД213А2
R1
Резистор1.2 кОм1
С2-23 2 ВтR2
Переменный резистор3.3 кОм1
ППБЕ-15R3
Резистор0.51 Ом1
5 ВтR4
Резистор28 Ом1
ПЭВ-15 15 ВтFU1
Предохраниель1 А1
FU2
Предохраниель10 А1
T1
Трансформатор150 Ватт0
K1
РелеРПУ-01
PA1
АмперметрМ421001
Шкала 0…5 А (0…3 А)X1
Вилка сетевая1
X2, X3
Разъем2
Типа "крокодил"Схема № 2VT1
Биполярный транзисторКТ825А1
VD1, VD2
ДиодКД213А2
VD3
СтабилитронД814А1
R1
Резистор1.2 кОм1
С2-23 2 ВтR2
Переменный резистор3.3 кОм1
ППБЕ-15R3
Резистор0.51 Ом1
5 ВтR4
Резистор28 Ом1
ПЭВ-15 15 ВтFU1
Предохраниель1 А1
FU2
Предохраниель10 А1
T1
Трансформатор150 Ватт1
K1
РелеРПУ-01
PA1
АмперметрМ421001
Шкала 0…5А (0…3А)X1
Вилка сетевая1
X2, X3
Разъем2
Типа "крокодил"Добавить все