Авто 400

И так, все началось с того что я купил машину, а так как очень люблю слушать музыку и практически она везде со мной (музыка), то хотелось чтобы в авто она была качественной ну и само собой громкой. Где-то на протяжении месяца сменив около десяти автомагнитол и не получив того чего я так хотел я залез с головой в Инет. Пообщался на некоторых форумах и раздобыв немного информации (личное спасибо Rotor, и maximus) я решил что так просто из автомагнитолы звук не «выбью». Порыскав еще немного и пораскинув мозгами, было решено сделать мощный преобразователь и усилитель. Найдя пару нормальных схем преобразователей я «слепил» одну на мой взгляд отличную. Но так как я хотел делать «вещь» раз и надолго, то и мощность тоже выбрана можно сказать большая (о чем сейчас жалею). Усилитель я назвал, «АВТО 400».

Ну обо всем по порядку.

Сначала остановился на микросхеме TDA7294V, ну уж больно погромче захотелось, и отзывы на форумах о ней не очень, то плату правильно развести, то самовозбуждается, ну короче не понравилась. Пересматривая журналы «Радиохобби» ст. 10 4/99г. увидел неплохую схему. Усилитель был выполнен на микросхеме STK4048XI, автор Антон Космела (на рис. 1).


Рис.1 (крупнее)

Немного о схеме: L1-намотан на 10-мм каркасе и содержит 18 витков провода ПЭЛ-1,2. Обе микросхемы посажены на радиатор из алюминиевого П-образного профиля 210Х11Х25 мм. Усилитель не требует никаких подстроек.

Посмотрев на ее характеристики она мне подходила с «головой». При двух полярном питании 55 В, и нагрузке 8 Ом она выдавала мощность 150 Вт, а при 4 Омах 200 Вт (совсем недурно). И это только один канал, два канала 400 Вт при 4 Ом при коэффициенте гармоник не более 0,007% и полосе частот 20 Гц — 50 КГц. Это все хорошо но чем «кормить» такого «зверя», это нужен преобразователь как минимум на 400-450 Вт. Так как я не хотел слушать при таких мощностях 50 Гц «гул» в динамиках от преобразователя, решено было делать высокочастотный, заодно и размер по меньше. Сказано сделано, на микросхеме TL494 со стабилизацией выходного напряжения см. рис. 2


Рис. 2 (крупнее)

Немного о схеме преобразователя: трансформатор преобразователя намотан на ферритовом кольце размером К45Х28Х16 (немного маловато, но другого под рукой не оказалось). Первичная обмотка намотана «косой» из 8-ми проводов диаметром 1,2 мм (6,5 витков), вторичная (для стабилизации выходного напряжения 10 витков), вторична на питание усилителя намотана «косой» из 4-х проводов диаметром 1 мм, (количество витков перед этим нужно подобрать, в моем случае 55 витков). После намотки каждая «коса» разделяется на две части и начало одной половины обмотки соединяется с концом другой (будьте внимательней, обмотки при подключении должны быть намотаны в одну и туже сторону, а не как ни на оборот, а то не заработает). Дросселя намотаны на ферритовом стержне диаметром ~16 мм и содержит ~10 витков провода диаметром 2 мм. Замены: BC558-КТ626, IRF540-IRFZ44.


Рис. 3

Усилитель был дополнительно снабжен защитой, ну мало там чего, а динамики жалко (но это не помогло).

История продолжается.

После установки на авто и так званной «проверки» ко мне два дня возвращался слух, и я был очень доволен (звуком). У меня на авто он (усилок) два месяца, к громкости привык, но динамики жалко уже четыре штуки угробил (продавец говорил на 250 Вт, а они сгорели), вот теперь ищу нормальные, или может последовательно пару штук пустить? Если по этому поводу есть мысли прошу писать в форум по звукотехнике сайта ПАЯЛЬНИК.

Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот

МикросхемаSTK4048 XI1
С1
Конденсатор470 пФ1
С2
Электролитический конденсатор4.7мкФ 16В1
С3, С6, С11
Конденсатор100пФ 63В3
С4
Электролитический конденсатор220мкФ 63В1
С5, С10
Электролитический конденсатор47мкФ 63В2
С7
Конденсатор63 нФ1
С8
Электролитический конденсатор100мкФ 25В1
С9
Электролитический конденсатор220мкФ 63В1
С12
Конденсатор1 нФ1
С13, С15, С16
Конденсатор68 нФ3
С14
Электролитический конденсатор2.2мкФ 50В1
R1
Резистор56 кОм1
R2
Резистор10 кОм1
R3, R4
Резистор1 кОм2
R5, R6
Резистор220 Ом2
R7
Резистор560 Ом1
R8
Резистор10 кОм1
R9, R10
Резистор220 Ом2
R11
Резистор82 Ом1
R12-R15
Резистор0.22 Ом4
5 Вт R16
Резистор56 кОм1
R17
Резистор4.7 Ом1
2 Вт R18
Резистор10 Ом1
2 Вт L1
Катушка индуктивности1
На каркасе 10мм, 18 витков ПЭЛ-1,2 Преобразователь
ШИМ контроллерTL4941
VD1
ДиодКД213А5
VD, VD2, VD3
Выпрямительный диод1N41486
VT1, VT2
Биполярный транзисторBC5582
VT3-VT10
MOSFET-транзисторIRF5408
R1
Резистор16 кОм1
R2
Резистор220 кОм1
R3, R4
Резистор10 кОм2
R5
Резистор47 кОм1
R6, R7
Резистор51 Ом2
R8, R9
Резистор1 кОм2
R10-R17
Резистор10 Ом8
R18, R22
Резистор22 Ом1
R20
Переменный резистор10 кОм1
R21
Резистор16 кОм1
С1
Конденсатор10мкФ 10В1
С2
Конденсатор2400 пФ1
С3, С12
Конденсатор0.01 мкФ2
С5, С6
Конденсатор0.22 мкФ2
С7
Электролитический конденсатор2200мкФ 25В1
С8, С10
Электролитический конденсатор220мкФ 60В2
С9, С11
Электролитический конденсатор4700мкФ 60В2
TV1
Трансформатор1
Ферритовое кольцо К45Х28Х16 L1-L3
Катушка индуктивности3
На ферритовом стержне 12мм 10 витков провода 2мм Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.