Некоторые автомобили не оборудованы вольтметром, что не дает возможности следить за состоянием напряжения бортовой сети автомобиля. Контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи не дает точного представления о напряжении в сети, и степени заряженности батареи, а лишь информирует водителя о неполадках в системе электроснабжения автомобиля. Измерение напряжения батареи при выключенном двигателе, позволяет определить степень ее заряженности после длительной стоянки автомобиля.
Вольтметр, схема которого представлена на рис.1, измеряет напряжение на борту автомобиля в процессе эксплуатации. В основе прибора лежит АЦП с разрешенной способностью 10 бит на 8 каналов, реализованный на микроконтроллере DD1, который преобразовывает аналоговую форму напряжения в цифровую и выводит его на 3-хразрядный семиэлементный индикатор HG1-HG3. Измеряемое постоянное напряжение поступает на аналоговый вход AN3 микроконтроллера через делитель, реализованный на резисторах R1, R2. Для соответствия напряжения масштабу индикации дисплея, параллельно построечному резистору R2, включен резистор R3. Конденсатор С5 защищает аналоговый вход AN3 от возможных импульсов перенапряжения, статического электричества. Линии микроконтроллера RA0 RA1 RA2 подключены к соответствующим элементам индикации, а линии RC0 – RC5 и RA5 портов вывода данных, по команде из соответствующего порта, включают и выключают элементы индикации HG1 – HG3.
Питание вольтметра производится от стабилизатора напряжения DA1.
Яркость свечения индикаторов HG1 – HG3 устанавливается подборкой резисторов R7 – R9.
Индикаторы HG1 – HG3 могут иметь любую высоту символа и цвет свечения, но обязательно должны быть с общим анодом, и прямым током не более 20 мА. Вместо указанных на схеме элементов индикации HG1 – HG3 можно применить один на три цифры типа BA56-12.
Микросхема DA1 может бить заменена на КР142ЕН5А, КР142ЕН5В, 78М05.
Транзисторы ВС557 можно заменить отечественными КТ3107Б.
Все детали вольтметра, кроме элементов индикации, размещены на плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита, толщиной 1.5 мм. Чертеж платы показан на рис.2. Элементы индикации находятся на отдельной плате, монтаж которой выполнен навесным монтажом. Плата вольтметра соединена с платой входами индикатора при помощи проводников. Плата под индикатор разводится индивидуально в зависимости от типа и размеров индикатора.
Налаживание устройства начинают с подключения контрольному вольтметру, предварительно подав на вход схемы контрольное напряжение в районе 1-15 В. Если схема собрана правильно, индикаторы должны засветится, и показать величину напряжения. Изменяя сопротивление построечного резистора R2, добиваются требуемой точности индикации напряжения на шкале вольтметра, которое должно точно соответствовать показаниям контрольного прибора.
Устройство помещено в пласмасовый корпус рис. 3, и приклеено двусторонним скотчем к панели приборов, в удобном месте рис.4.
Контакт 1 разъема XP1 подключаю непосредственно к цепи, напряжение в которой появляется при включении зажигания. Можно подключить его непосредственно к замку зажигания или к соответствующему проводу в монтажном блоке.
Исходник, прошивку и файл печатной платы в формате LAY вы можете скачать ниже
Автор: А. Титаренко (КТ_805), г.Сумы, Украина
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
DD1
МК PIC 8-битPIC16F6761
DA1
Линейный регуляторL78L051
VT1-VT3
Биполярный транзисторBC5573
VD1
Выпрямительный диод1N40071
VD2
СтабилитронBZX55C5V11
5.1 ВольтC1
Электролитический конденсатор470 мкФ 25 В1
C2, C4, C5
Конденсатор0.1 мкФ3
R1
Резистор47 кОм1
R2
Подстроечный резистор50 кОм1
R3
Резистор33 кОм1
R4-R6
Резистор1 кОм3
R7-R9
Резистор1.5 кОм3
R10-R17
Резистор100 Ом8
FU1
Предохранитель1 А1
XP1
Разъем1
ИндикаторОбщий анод3
Добавить все
Скачать список элементов (PDF)
Прикрепленные файлы:
- avtovolt.rar (13 Кб)