Автомобильный пробник-индикатор с дискретностью 1 В

Для контроля за исправностью электрооборудования автомобиля в дорожных условиях вполне достаточно указателя напряжения в районе 12…15 В с дискретностью 1 В. Выход напряжения за эти пределы будет означать либо разрядку аккумуляторной батареи (при Unm<11,5 В), либо неисправность стабилизатора напряжения (при Unm>15B).

Наиболее просто и надежно контролировать напряжение в бортовой сети шестиуровневым вольтметром, предложенным О. Клевцовым в его статье «Бортовой светодиодный вольтметр» в «Радио», 1998, № 2, с. 54. Я предлагаю читателям ещё один вариант подобного прибора, использующего пороговые свойства цифровой микросхемы. В нем применена пятиуровневая светодиодная индикация напряжения (см. схему на рис. 1). Напряжение переключения элементов DD1.1, DD1.4, DD2.1, DD2.3 устанавливают подборкой резисторов R2—R6. Элемент DD1.4 переключается при И1 более 11,5 В, DD2.3 — более 13 В, DD2. 1— более 14 В, DD1.1 — более 15 В.

При напряжении в бортовой сети ниже 11,5 В включен светодиод HL2 желтого свечения, потому что элемент DD1.4 высоким выходным уровнем переключит элемент DD1.3 в состояние низкого уровня. Остальные светодиоды будут выключены, поскольку на выходе остальных элементов — единичное напряжение, а транзистор VT2 закрыт.

Как лишь напряжение в бортовой сети превысит 11,5 В, элементы DD1.4 и DD1.3 переключатся, светодиод HL2 погаснет. Переключившийся элемент DD1.2 откроет транзистор VT2, который подаст напряжение на светодиоды HL3—HL5. Низкий уровень на выходе элемента DD2.4 включит светодиод HL5 зеленого свечения. При дальнейшем увеличении бортового напряжения будут поочередно включаться светодиоды HL4 и HL3, индицируя уровни напряжения 13 и 14В.

И. наконец, когда бортовое напряжение превысит 15 В, переключится в нулевое состояние элемент DD1.1 — включится «красный» светодиод HL1, указывая на аварийную ситуацию в системе электрооборудования. Одновременно с этим переключится элемент DD1.2 и закроется транзистор VT2.

Для налаживания индикатора его подключают к выходу источника постоянного тока с изменяемым в районе 10… 16 В напряжением. Изменяя и контролируя его точным вольтметром, подбирают резисторы R3—R6 для обеспечения указанных порогов включения светодиодов HL1—HL5.

Диод VD1 защищает прибор от ошибочного подключения его в неверной полярности.

Все детали устройства смонтированы на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Чертеж платы показан на рис. 2. Смонтированную плату после налаживания укрепляют за передней панелью автомобиля таким образом, чтобы светодиоды выступали наружу через просверленные в панели отверстия. Можно оформить устройство и в виде карманного пробника, удобного при поиске неисправностей в системе электрооборудования автомобиля и контроля напряжения в различных точках. Для этого детали размещают без платы в подходящем по размерам трубчатом корпусе, распаивают тонкими изолированными проводниками и заливают парафином. Линзы светодиодов выводят наружу через просверленные в корпусе отверстия. Пример размещения деталей представлен на рис. 3; резисторы и стабилитрон не показаны. На торце крепят трубчатую втулку, в которую на время измерений вставляют заостренный щуп (плюсовой вывод). Минусовой вывод — отрезок гибкого проводника с зажимом «крокодил» на конце.

На рис. 4 изображен вид пробника, размещенного в корпусе от использованного фломастера—маркера.

В индикаторе применены резисторы МЛТ-0,125. конденсатор С1 — К50-35, С2 — КМ-5. Транзисторы могут быть любыми маломощными; стабилитрон VD2—любой с напряжением стабилизации 7… 10 В.

Те. кто считает, что достаточно 3-х уровней индикации — менее 11,5 В, 11,5…15 В и более 15В,— могут упростить конструкцию индикатора. При этом становятся ненужными микросхема DD2, транзистор VT2 и светодиоды HL3—HL5. Вместо транзистора VT2 (точнее, его эмиттерного перехода) включают «зеленый» светодиод, который будет индицировать нормальный режим работы электрооборудования, а сопротивление резистора R8 уменьшают до 1 кОм. Цепь резисторов R3—R5 следует заменить одним, сопротивлением около 2 кОм.

И. ПОТАЧИН, г. Фокино Брянской обл.

Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот

DD1, DD2
МикросхемаК561ЛА72
VT1, VT2
Биполярный транзисторКТ315Г2
VD1
ДиодКД105Б1
VD2
СтабилитронД814В1
C1
Электролитический конденсатор10 мкФ 63 В1
C2
Конденсатор0.068 мкФ1
R1
Резистор680 Ом1
R2, R8
Резистор10 кОм2
R3-R5
Резистор620 Ом3
R6
Резистор6.8 кОм1
R7, R9-R12
Резистор1 кОм5
HL1
СветодиодАЛ307А1
КрасныйHL2
СветодиодАЛ307Д1
Или любой другой желтыйHL3-HL5
СветодиодАЛ307В3
ЗеленыйДобавить все

Скачать список элементов (PDF)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.