Данная схема позволяет автоматически заряжать автомобильные аккумуляторы.
Зарядный ток через батарею в зависимости от напряжения на ней (прикладываемого к Б-Э переходу VT1), регулируется транзистором VT1, коллекторным напряжением которого управляется индикатор заряда на светодиоде (по мере зарядки ток заряда уменьшается и светодиод постепенно гаснет) и мощный составной транзистор, содержащий VT2, VT3, VT4.
Резистор R3 ограничивает максимальный зарядный ток, поэтому он должен быть достаточно мощным, не менее 10 Вт, наверное лучше проволочным.
Момент полного заряда батареи (и уменьшение зарядного тока до нуля) определяет необходимое напряжение на ней — обычно достаточно 12.5 В (!). Konstantin (RK1NA) утверждает (и ,похоже, меня он тоже убедил), что электро-химические потенциалы используемых материалов свинцовых аккумуляторов позволяют обеспечить ПОЛНУЮ зарядку батареи лишь при напряжении в 13.8 В (!).
Т.е. необходимо устанавливать порог заряда чуть больше 13.8 В, например 13.9 В, при котором обеспечивается зарядка «до отказа», на полную емкость батареи.
Этот порог устанавливается резистором R1, порог зависит от типа применяемых транзисторов.
Список радиоэлементовОбозначение
Тип
Номинал
Количество
ПримечаниеМагазинМой блокнот
VT1
Биполярный транзисторКТ361А1
VT2
Биполярный транзисторКТ315А1
VT3
Биполярный транзисторКТ815А1
VT4
Биполярный транзисторКТ819А1
СветодиодАЛ307А1
R1
Переменный резистор10 кОм1
Резистор510 Ом1
R3
Резистор0.5 Ом1
10 Вт
Резистор1 кОм1
Резистор200 Ом1
Электролитический конденсатор1000 мкФ 25 В1
Электролитический конденсатор200 мкФ 6 В1
Добавить все